СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования Интернет-ресурсов и Интренет-технологий. Так же крайне перспективно выглядит идея дистанционного обучения и контроля за образовательной деятельностью учащихся. Дистанционное обучение сегодня приобретает особую актуальность, поскольку с развитием Интернета и обеспеченностью учащихся персональными компьютерами улучшается обмен информацией как между педагогом и учениками, так и учеников между собой. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения.
В рамках школьного образовательного процесса наиболее эффективным направлением развития дистанционного обучения может быть создание учебных сайтов на разных уровнях: создание учебного сайта преподавателем; разработка сайта методического объединения педагогов, (для поддержки дисциплин методобъединения) и школьный сайт.
Но в работе через подобные сайты есть очень серьезный недостаток – их крайняя непопулярность среди учащихся, что может помешать достичь с помощью данных Интернет-ресурсов заметных результатов в образовательном процессе и в процессе подготовки к экзаменационным испытаниям. Поэтому я предлагаю использовать в качестве инструмента дистанционных технологий подготовки учащихся и контроля их знаний уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «В контакте» (www.vk.com). Перечислю преимущества, которые дает ученикам и преподавателям использование социальных сетей с учебной целью:
1. Поскольку сегодня школьники значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них (а также и получение знаний) для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.
2. Учащийся, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.
3. Старшеклассники имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, «мозговых штурмов», особенно перед сдачей зачета или экзамена.
4. Педагог для учащегося психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети – взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны учащегося и улучшает процесс усвоения информации.
5. У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, так как в социальной сети их можно застать чаще, чем в учебном классе.
Как эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций учащихся? Я предлагаю следующий вариант взаимодействия преподавателя со школьника – создание и использование в социальной сети группы для дистанционных консультаций учащихся.
При таком варианте преподаватель создает группу по своей дисциплине и на школьных уроках объявляет учащимся, что является участником социальной сети, предлагает школьникам стать участниками этой группы, а также сообщает примерное время, когда он находится в сети. Далее учащимся предлагается во время выполнения самостоятельной работы при возникновении проблем задать преподавателю вопросы через социальную сеть. Здесь существует три способа общения:
1. Общение через высказывания. Этот позволяет привлечь к обсуждению проблемы нескольких участников.
2. Общение через сообщения. Может происходить в том случае, если у преподавателя нет времени для общения в реальном времени.
3. Общение в реальном времени через короткие сообщения с теми участниками, которые в данный момент находятся в сети.
В начале работы группы при подготовке к экзаменам ученики стремятся ответить на вопросы тестов и заданий индивидуально, затем они начинают сравнивать результаты сдачи теста между собой, и вскоре это выливается в глобальную конференцию между учащимися (при направляющей роли преподавателя) по обсуждению различных вариантов ответов. Подобный метод консультаций дает следующее:
1. У школьников растет мотивация к изучению материала предмета, в том числе и за счет сравнения собственных результатов с другими учащимися.
2. Изучение материала предмета коллективными методами (мозговой штурм), позволяет повысить качество знаний даже у слабых учеников.
3. Освоение учебной дисциплины происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что вызывает интерес у учащихся к процессу обучения.
Помимо возможности дистанционного консультирования учащихся группа в социальной сети «В Контакте», дает возможность разместить наглядный материал и рекомендованную учителем литературу в свободном доступе для школьников.
В группе «История и обществознание в Образовательном центре Лидер» учащиеся могут найти:
1) подборку презентаций по истории, обществознанию, экономике и праву;
2) полный набор исторических карт, систематизированных по периодам;
3) набор тематических таблиц и схем по социально-гуматитарным дисциплинам;
4) репродукции и фотографии предметов искусства и архитектурных сооружений;
5) портреты исторических деятелей;
6) ссылки на, рекомендованные преподавателем сайты;
7) необходимые в образовательном процессе аудио- и видео- записи;
8) подборку учебной, научной и научно-популярной литературы по предметам;
9) тематические и типовые тесты по ЕГЭ и ГИА.
Использование подобной группы в социальной сети дает следующие возможности:
1. Ученики получают набор всех необходимых в процессе обучения и подготовки к экзаменам материалов от иллюстраций до тестов.
2. Все материалы, представленные в группе, отобраны и проверены учителем, что позволяет ограничить доступ школьников к информации, содержащей ошибочные данные.
3. Группа позволяет оперативно доводить до сведения учащихся всю необходимую информацию, касающуюся образовательного процесса (включая оценки за проверочные работы) и подготовки к экзаменам.
4. Дает возможность учителю оперативно реагировать на проблемы, возникающие в процессе подготовки школьников к уроку и экзамену.
5. Позволяет контролировать подготовку к экзаменам после завершения учебного года.
Главным минусом при подобной дистанционной форме работы является трата большого количества нерабочего времени на управление группой, к этому можно добавить низкий уровень концентрации внимания учеников, так как они одновременно могут общаться на нескольких сайтах сразу.
Но даже с учетом минусов, опыт работы с подобной группой в социальной сети и анализ результативности такой работы, говорят о её эффективности и востребованности: средний бал сдающих ЕГЭ по обществознанию при использовании в подготовке социальной сети вырос с 53 до 57 баллов, а по результатом ЕГЭ по истории в сравнении с 2011 годом в 2012 увеличился на 2 балла, 40 до 42.
Таким образом, благодаря использованию учебного сайта и социальной сети школьники быстро адаптируются при освоении предметов, так как попадают в специальную информационную среду, которая создана преподавателем, экономят время на поиск новой информации и могут получить учебные задания в любое удобное для них время.
© 2017, Кузнецов Артем Валериевич 6569