СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения при проведении занятий в составе учебной группы (практическое занятие, семинар, лабораторная работа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методы обучения при проведении занятий в составе учебной группы (практическое занятие, семинар, лабораторная работа)

 

1.Анализ конкретной ситуации (AKС)

Метод АКС заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются конкретные проблемные ситуа­ции, взятые из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответству­ющего оптимального в данных условиях решения.

2. Ситуация-иллюстрация

На конкретном примере из практики демонстрируются возможные ситуации, основанные на возникновении технических задач (проблем). Оцениваются действия должностных лиц, эффективность ис­пользования определенных приемов, технических решений возникшей технической задачи (проблемы).

 3. Ситуация-оценка

Слушателям предлагается описание конкретного собы­тия (физического явления) и принятых решений техническими специалистами. 

Их задача: оценить источники, механизмы, значение и технические последствия принятых мер или действий должностного лица.

4. Ситуация-упражнение

В данном случае анализ ситуации требует от слушателей обращения к специальным источникам информации, литера­туре, справочникам, проведение исследовательской работы.

Слушатели делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию. Они готовят перечень вопросов, связанных с ситуацией, и передают их преподавателю. Получив ответы, изучив информацию, слушатели вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата.

5. Ситуация-проблема

При соответствующем подборе материала и правиль­ном проведении занятий ситуация-проблема может слу­жить и иллюстрацией, и упражнением, и средством пере­дачи передового опыта.

Ситуация-проблема представляется слушателям в виде проблемной задачи, которая реально стояла или стоит перед практикой.

При предъявлении ситуаций слушателям целесооб­разно варьировать степенью их проблемности и позна­вательной трудности с помощью характера выдаваемой информации.

 6. Метод разбора критических случаев

 Метод основан на анализе критических ситуаций, которые при­вели к непредвиденным последствиям, потребовали радикальных решений.

Поэтому концентрирование внимания обучаемых на этих случаях, происшедших в области их будущей деятель­ности, полезно для выработки обобщенных точек зрения на поведение в экстремальных условиях.

Метод разбора критических случаев способствует форми­рованию профессиональной интуиции, чутья, умения разби­раться в нестандартных ситуациях, а также предвидеть возможные последствия тех или иных решений.

Особенностью метода является необходимость в опыт­ном наставнике, обладающем большим тактом, позволя­ющем ему, не задевая излишне самолюбия слушателей, обсуждать время от времени и случаи из их практики.

От других методов метод разбора критических случаев отличается большим количеством деталей и меньшей схематичностью.

 7. Метод лабиринта действий

 Обучаемые снабжаются детальным печатным описани­ем инцидента или технической ситуации, которые могут возникнуть в их будущей деятельности. В конце описания каждой ситуации дается список действий, одно или несколько из которых являются прием­лемыми для разрешения данной технической проблемы.

Такой перечень не только позволяет обучаемому «про­крутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия реше­ния, непредвиденные побочные осложнения и т. д.

Таким образом, здесь обучаемым предоставляется воз­можность решить задачу несколькими способами, чтобы научиться отличать тупиковые варианты решений от ре­шений, ведущих к цели.

 Такой метод применяется в тех случаях, когда нужно научить правильно и быстро ориентироваться в многова­риантных ситуациях, со многими возможными исходами:

— при выходе из аварийной ситуации;

— при выборе оптимального технического решения и т. д.

Различия в возможных действиях постепенно делаются все более тонкими, что значительно затрудняет задание, а тем самым активизирует мышление обучаемых.

8. Решение практических проблемных задач

 Метод является универсальным – пригодным для применения как на лекциях, так и на семинарских (практических) занятиях, а также при проведении лабораторных работ.

 

Категория: Прочее
15.01.2015 15:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!