СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интерактивные методы обучения при проведении занятий в составе учебной группы (практическое занятие, семинар, лабораторная работа)
1.Анализ конкретной ситуации (AKС)
Метод АКС заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального в данных условиях решения.
2. Ситуация-иллюстрация
На конкретном примере из практики демонстрируются возможные ситуации, основанные на возникновении технических задач (проблем). Оцениваются действия должностных лиц, эффективность использования определенных приемов, технических решений возникшей технической задачи (проблемы).
3. Ситуация-оценка
Слушателям предлагается описание конкретного события (физического явления) и принятых решений техническими специалистами.
Их задача: оценить источники, механизмы, значение и технические последствия принятых мер или действий должностного лица.
4. Ситуация-упражнение
В данном случае анализ ситуации требует от слушателей обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведение исследовательской работы.
Слушатели делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию. Они готовят перечень вопросов, связанных с ситуацией, и передают их преподавателю. Получив ответы, изучив информацию, слушатели вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата.
5. Ситуация-проблема
При соответствующем подборе материала и правильном проведении занятий ситуация-проблема может служить и иллюстрацией, и упражнением, и средством передачи передового опыта.
Ситуация-проблема представляется слушателям в виде проблемной задачи, которая реально стояла или стоит перед практикой.
При предъявлении ситуаций слушателям целесообразно варьировать степенью их проблемности и познавательной трудности с помощью характера выдаваемой информации.
6. Метод разбора критических случаев
Метод основан на анализе критических ситуаций, которые привели к непредвиденным последствиям, потребовали радикальных решений.
Поэтому концентрирование внимания обучаемых на этих случаях, происшедших в области их будущей деятельности, полезно для выработки обобщенных точек зрения на поведение в экстремальных условиях.
Метод разбора критических случаев способствует формированию профессиональной интуиции, чутья, умения разбираться в не
Особенностью метода является необходимость в опытном наставнике, обладающем большим тактом, позволяющем ему, не задевая излишне самолюбия слушателей, обсуждать время от времени и случаи из их практики.
От других методов метод разбора критических случаев отличается большим количеством деталей и меньшей схематичностью.
7. Метод лабиринта действий
Обучаемые снабжаются детальным печатным описанием инцидента или технической ситуации, которые могут возникнуть в их будущей деятельности. В конце описания каждой ситуации дается список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для разрешения данной технической проблемы.
Такой перечень не только позволяет обучаемому «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия решения, непредвиденные побочные осложнения и т. д.
Таким образом, здесь обучаемым предоставляется возможность решить задачу несколькими способами, чтобы научиться отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели.
Такой метод применяется в тех случаях, когда нужно научить правильно и быстро ориентироваться в многовариантных ситуациях, со многими возможными исходами:
— при выходе из аварийной ситуации;
— при выборе оптимального технического решения и т. д.
Различия в возможных действиях постепенно делаются все более тонкими, что значительно затрудняет задание, а тем самым активизирует мышление обучаемых.
8. Решение практических проблемных задач
Метод является универсальным – пригодным для применения как на лекциях, так и на семинарских (практических) занятиях, а также при проведении лабораторных работ.
© 2015, Усенко Анна Геннадьевна 539