СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов

В современном школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: признана вариативность педагогических систем и подходов, у учителей появилась свобода  для творческого поиска,  родителям предоставлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса,  осознана необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребёнка, построении его собственной траектории развития; провозглашено единство  предметных,  общеучебных  и личностных результатов учащихся. Начальная школа является первой ступенью в  образовательном учреждении, на которой дети учатся  самостоятельно думать, ответственно делать выбор. Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности  первого школьного блока, внеурочной деятельности  и дополнительного образования   второго школьного блока и дополнительного образования внешкольного блока.  В кадетской школе имени генерала Ермолова А.П. обеспечено единство всех блоков, их интеграция.  Интеграция как методический приём способствует формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как определенной системе. Известно, что педагогическое воздействие имеет силу только в ряду себе подобных. Именно поэтому педагогический процесс в нашей школе ведётся через совместную деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, классного руководителя, воспитателя,  педагога дополнительного образования, учащихся, родителей. В школе существует два направления  интеграции: создание новых курсов, объединяющих материал ряда предметов и разовые интегрированные занятия разного уровня, продолжительности и характера. К первой группе, например, относятся разные варианты построения курсов «Окружающий мир», включающих занятия по введению в образовательные области естествознания, обществознания, истории и  ОБЖ. Ко второй группе относятся интегрированные уроки чтения и письма,  литературного чтения и музыки, окружающего мира и технологии,  математики и технологии и другие. Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно использовать различные формы интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир»  и «Информатика» или  «Изобразительное искусство», «Технология (труд)» и «Авиамоделирование», «Изобразительное искусство» и «Чудеса аппликации». Интеграция  способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания. Учителя начальных классов получают возможность совместно формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в общих картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов. Важной задачей в начальной школе является  формирование  общеучебных (или метапредметных)  интеллектуальных умений:   наблюдения, слушания, чтения,  классификации, обобщения,  самопроверки,  самоконтроля,  самооценки,  рефлексии.   Задача учителя начальных классов научить детей осмыслению своих впечатлений, ощущений и представлений  и  сформировать умения  выразить их словами,  в рисунке, в изделии,  в таблице,  в формуле.  Условиями  для этого является отказ от репродуктивных методов и способов обучения,  задачный принцип построения предметного содержания,  организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе,  широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач,  ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей. Немаловажной задачей  в начальной школе является  ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи  способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС 2010 года определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и даёт возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора учителем предлагаются  различные  варианты.  Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется   возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Учитель учитывает не только способности учащихся, но и их психологические особенности.  Каждый проект должен оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель формирует умение соизмерять свои желания и возможности. Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся получают социально и личностно значимый опыт. Безусловно, интеграция материала урочной и внеурочной деятельности даёт возможность выхода на более интересные, глубокие темы; с учащимся могут работать два педагога, что является новой формой сотрудничества, полезной как для ученика, так и для его наставников. В процессе проектной деятельности необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и  мотивации дальнейшего творческого роста. Важную роль в этом вопросе играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся: развивающие занятия с психологом и социальным педагогом, индивидуальные тренинги и коррекционные занятия, создание портфолио ученика. Портфолио как накопительная папка творческих работ, достижений и наград давно используется  учащимися начальной школы. Роль учителя  в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов,  обсуждать с учениками различные способы демонстрации достижений, рекомендовать, давать советы, проявлять искренний интерес. Портфолио имеет силу только в том случае, если содержание обучения будет ориентировано на деятельность, если содержать оно будет результаты как урочной, так и внеурочной деятельности. Создавая условия для развития индивидуальности ребёнка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

 

07.01.2015 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!