СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые коллеги. Мне был интересен данный материал по созданию условий по формированию информационных компетенций у учащихся. Думаю, что и Вас это заинтересует.
Владение информационными компетентностями предполагает уместное использование уместной терминологии, оперирование датами, именами, конкретными фактами (необходимую для этого информацию ребенок должен иметь под рукой, уметь найти в учебнике, в дополнительных источниках).
Этому содействуют игры-задания, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами.
Работа с понятиями, датами, фактами
Можно устроить на уроке соревнование между 2-3 командами (группами): кто больше угадает слов, кто больше получит призовых табличек. В игре участвует весь класс.
5. Игра «Эрудит» (разновидность предыдущей игры). Нароль водящего приглашается наиболее эрудированный ученик.Класс делится на 3 группы. Группы получают от учителя (или сами выбирают) 3-4 термина. За ограниченное время каждая группа должна уточнить, согласовать предельно лаконичное и верноеобъяснение каждого слова.
Побеждает та группа детей, чьи толкования были наиболее точны и позволили водящему правильно угадать все слова.
6. Игра «Пойми меня». Каждый ученик в классе получает одно слово для толкования, раскрытия по признакам (слова записаны на бумажках). Затем дается 2-3 минуты на оказание взаимопомощи: дети в мини-группах ищут толкование слов в учебнике-хрестоматии, советуются, подсказывают друг другу. Далее все делятся на команды по 4 - 6 человек. Вызванная для участия в состязаниях первая команда встает двумя группами. Дети обмениваются вопросами попарно: «ты -мне, я - тебе». Учитель следит за временем выступления команды по секундомеру. Команде засчитывается количество угаданных по заданным признакам слов и время, затраченное на это. Неудачные толкования слов коллективно корректируются. Затем в игру вступает следующая команда. Результаты сравниваются. Выявляется команда-победитель. В игре оттачивается детская речь, знание терминологии, оперативность работы со справочным материалом.
7. Игра-конкурс на лучшее составление опорного конспекта к уроку. В конспект включаются необходимые даты, имена, факты - все в предельно сжатом виде. Игра проходит в мини-группах, каждая группа представляет по одному человеку на конкурс в классе, среди них выбираются 2-3 лучших. Победителям конкурса предоставляется право выступить перед классом с сообщением, к которому подготовлен конспект. Умение выступающих удачно использовать свои записи при устном ответе коллективно анализируется.
Учитель на уроке много сил затрачивает на то, чтобы учебный материал был понят детьми. Но хороший ученик читает не только учебник. Однако любознательность и усердие некоторых увлеченных детей приводят к тому, что они начинают читать и сложную литературу; энциклопедии для взрослых, учебники для старшеклассников. При этом детям очень хочется поделиться своими знаниями с одноклассниками. А рассказа чаще всего не получается: длинно, утомительно, невразумительно. Как избежать этого? Помогает лозунг: «Рассказывай другим лишь то, что самому очень интересно и понятно».Осознанность и логическое осмысление того, о чем ученик рассказывает, исключает механическое запоминание текста.
Обучение приемам самостоятельной работы с учебником, с книгой конкретно раскрывается в обучении ориентировке в тексте (подготовка к выборочному чтению, использование оглавления для поиска необходимого материала, просматривание материала с выборкой фрагментов текста по указанной проблеме для подготовки сообщения и пр.).
1. «К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником. Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его, выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты. Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый.По его рассказу оценивается качество подготовки группы.
Работа по группам в вышеприведенных играх помогает формированию взаимной ответственности, взаимопомощи, сотрудничества.
Структурная выдержанность, то есть строгое соблюдение избранной формы общения или сообщения (диалог, обсуждение в группах, диспут, доказательство, доклад, определенный вид пересказа.), зависит от умения каждого конкретного ребенка понимать и принимать учебную задачу.
1. Игра «Умей слушать и слышать». Ученик по просьбе учителя читает небольшой отрывок текста, в котором есть смысловые неточности (малозаметные). Детям предлагается построитьдве корректные, вежливые фразы, выражающие согласие или несогласие со сказанным, например:
2. Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикамдоказать конкретными примерами, что в следующих пословицахи поговорках отражено наше прошлое:
Мир строит, а война разрушает. Не бросай друга в несчастье. Подвига никакие горы не заслонят. Несчастливые дни долго памятны бывают. Один в поле не воин. Москва - всем городам мать. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Сила ломит все, а ум - силу. Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Работа мастера хвалит.
3. Логическому структурированию сообщений содействуеттакже апробация на одном и том же тексте нескольких видовпересказа: подробного, выборочного, краткого. Можно датьдифференцированные домашние задания. После выступления,содействуя формированию умений, проводится коллективныйанализ ответа ученика с точки зрения соответствия его определенному виду пересказа.
Краткость речи выражается умении выделить существенное, опустить второстепенное, в умении строить лаконичные и емкие предложения.
1. Игра «Путешествие в Лаконику». (Лаконика - часть Спартанского государства. Делом чести спартанца было умение говорить кратко. Этому учились, в этом упражнялись, за пустословие платили даже жизнью.)
Детям предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается (или составляется) лучший вариант.
4. Краткое устное изложение сюжета, изображенного в иллюстрации учебника.
Убедительность речи ребенка зависит от его умения прослеживать причинно-следственные связи, подтверждать сказанное фактами, использовать в споре аргументы и контраргументы.
1. «Цепь событий». Группам учащихся дается комплект карточек с предложениями по изученной теме. Например:
Стояние на реке Угре.
Разобщенность и распри русских князей.
Гибель русских городов.
Изгнание хана Мамая.
Дань Золотой Орде.
Укрепление Московского княжества.
Ослабление Руси. Начало монголо-татарского ига.
Нападение хана Батыя на Рязань.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле.
Создание объединенного русского войска.
Конец монголо-татарского ига.
Задача каждой группы - правильно установить последовательность событий, расположить предложения в нужном порядке, объяснить взаимосвязь событий.
2. Игра-задание «Правильно - неправильно». Учитель предлагает доказать или опровергнуть с помощью выборочного чтения справедливость следующих суждений:
«Крещение Руси произошло в ХI веке»
«Россия исторически была многоконфессиональным государством»
«Добро и зло - вечные соперники»
© 2015, Аношина Маргарита Анатольевна 533