СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные компетенции. Виды деятельности на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги. Мне был интересен данный материал по созданию условий по формированию информационных компетенций у учащихся. Думаю, что и Вас это заинтересует.

Владение информационными компетентностями предполагает уместное использование уместной терминологии, опериро­вание датами, именами, конкретными фактами (необходимую для этого информацию ребенок должен иметь под рукой, уметь найти в учебнике, в дополнительных источниках).

Этому содействуют игры-задания, в кото­рых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами.

Работа с понятиями, датами, фактами

  1. Решение кроссвордов, подготовленных учителем или уче­никами (индивидуально, в группах, всем классом).
  2. Составление кроссвордов из заданных слов (индивиду­ально, парами, в группах по 3-5 человек).
  1. Обмен самодельными кроссвордами для отгадывания и уточнения толкований слов (в группах).
  2. Игра «Угадай слово». Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу таблички с терминами, которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин. Таблички, которые удалось от­гадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов коллек­тивно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкова­ние слова, получает штрафное очко.

Можно устроить на уроке соревнование между 2-3 командами (группами): кто больше угадает слов, кто больше получит призо­вых табличек. В игре участвует весь класс.

5. Игра «Эрудит» (разновидность предыдущей игры). Нароль водящего приглашается наиболее эрудированный ученик.Класс делится на 3 группы. Группы получают от учителя (или са­ми выбирают) 3-4 термина. За ограниченное время каждая груп­па должна уточнить, согласовать предельно лаконичное и верноеобъяснение каждого слова.

Побеждает та группа детей, чьи толкования были наиболее точны и позволили водящему правильно угадать все слова.

6. Игра «Пойми меня». Каждый ученик в классе получает од­но слово для толкования, раскрытия по признакам (слова записаны на бумажках). Затем дается 2-3 минуты на оказание взаимо­помощи: дети в мини-группах ищут толкование слов в учебнике-хрестоматии, советуются, подсказывают друг другу. Далее все де­лятся на команды по 4 - 6 человек. Вызван­ная для участия в состязаниях первая команда встает двумя груп­пами. Дети обмениваются вопросами попарно: «ты -мне, я - тебе». Учитель следит за временем выступления коман­ды по секундомеру. Команде засчитывается количество угадан­ных по заданным признакам слов и время, затраченное на это. Неудачные толкования слов коллективно корректируются. Затем в игру вступает следующая команда. Результаты сравниваются. Выявляется команда-победитель. В игре оттачивается детская речь, знание терминологии, оперативность работы со справоч­ным материалом.

7. Игра-конкурс на лучшее составление опорного конспекта к уроку. В конспект включаются необходимые даты, имена, фак­ты - все в предельно сжатом виде. Игра проходит в мини-груп­пах, каждая группа представляет по одному человеку на конкурс в классе, среди них выбираются 2-3 лучших. Победителям кон­курса предоставляется право выступить перед классом с сообще­нием, к которому подготовлен конспект. Умение выступающих удачно использовать свои записи при устном ответе коллективно анализируется.

Учитель на уроке много сил затрачивает на то, чтобы учеб­ный материал был понят детьми. Но хороший ученик читает не только учебник. Однако любознательность и усер­дие некоторых увлеченных детей приводят к тому, что они на­чинают читать и сложную литературу; энциклопедии для взрослых, учебники для старшеклассников. При этом детям очень хочется поделиться своими знаниями с одноклассника­ми. А рассказа чаще всего не получается: длинно, утомительно, невразумительно. Как избежать этого? Помогает лозунг: «Рас­сказывай другим лишь то, что самому очень интересно и по­нятно».Осознанность и логическое осмысление того, о чем ученик рассказывает, исключает механическое запоминание текста.

Обучение приемам самостоятельной работы с учебником, с книгой конкретно раскрывается в обучении ориентировке в тексте (подготовка к выборочному чтению, ис­пользование оглавления для поиска необходимого материала, просматривание материала с выборкой фрагментов текста по указанной проблеме для подготовки сообщения и пр.).

1. «К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником. Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его, выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты. Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый.По его рассказу оценивается качество подготовки группы.

  1. Обучение приемам работы с дополнительной литерату­рой. Работа также ведется в группах. По оглавлению выбранной книги, статьям «Введение» и «Заключение», при беглом просмат­ривании материала ученики должны определить степень соответ­ствия данной книги указанной теме, учесть возможность исполь­зования фрагментов книги для сообщений, обосновать свою точ­ку зрения, доказать соответствие книги чтением или пересказы­ванием выбранных фрагментов (не более 1 минуты).
  1. Игра«Экзаменаторы».Она проводится инди­видуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подгото­вить вопросы для класса по изученной теме.

Работа по группам в вышеприведенных играх помогает фор­мированию взаимной ответственности, взаимопомощи, сотруд­ничества.

Структурная выдержанность, то есть строгое соблюдение избранной формы общения или сообщения (диалог, обсуждение в группах, диспут, доказательство, доклад, определенный вид пе­ресказа.), зависит от умения каждого конкретного ребенка понимать и принимать учебную задачу.

1. Игра «Умей слушать и слышать». Ученик по просьбе учи­теля читает небольшой отрывок текста, в котором есть смысло­вые неточности (малозаметные). Детям предлагается построитьдве корректные, вежливые фразы, выражающие согласие или не­согласие со сказанным, например:

  • Я согласен с автором в том, что. но.
  • Вероятно, здесь допущена неточность.

2. Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикамдоказать конкретными примерами, что в следующих пословицахи поговорках отражено наше прошлое:

Мир строит, а война разрушает. Не бросай друга в несчастье. Подвига никакие горы не заслонят. Несчастливые дни долго памятны бывают. Один в поле не воин. Москва - всем городам мать. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Сила ломит все, а ум - силу. Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Работа мастера хвалит.

3. Логическому структурированию сообщений содействуеттакже апробация на одном и том же тексте нескольких видовпересказа: подробного, выборочного, краткого. Можно датьдифференцированные домашние задания. После выступления,содействуя формированию умений, проводится коллективныйанализ ответа ученика с точки зрения соответствия его опреде­ленному виду пересказа.

Краткость речи выражается умении выделить существенное, опустить второстепенное, в умении строить лаконичные и емкие предложения.

1. Игра «Путешествие в Лаконику». (Лаконика - часть Спартанского государства. Делом чести спартанца было умение говорить кратко. Этому учились, в этом упражнялись, за пусто­словие платили даже жизнью.)

Детям предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каж­дая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается (или составляется) лучший вариант.

  1. Коллективное составление опорных конспектов для сжа­того пересказа текста.
  2. Работа в группах по отбору материала и составлению ми­ни-докладов к уроку.

4. Краткое устное изложение сюжета, изображенного в иллюстрации учебника.

Убедительность речи ребенка зависит от его умения просле­живать причинно-следственные связи, подтверждать сказанное фактами, использовать в споре аргументы и контраргументы.

1. «Цепь событий». Группам учащихся дается комплект кар­точек с предложениями по изученной теме. Например:

Стояние на реке Угре.

Разобщенность и распри русских князей.

Гибель русских городов.

Изгнание хана Мамая.

Дань Золотой Орде.

Укрепление Московского княжества.

Ослабление Руси. Начало монголо-татарского ига.

Нападение хана Батыя на Рязань.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Создание объединенного русского войска.

Конец монголо-татарского ига.

Задача каждой группы - правильно установить последователь­ность событий, расположить предложения в нужном порядке, объяснить взаимосвязь событий.

2. Игра-задание «Правильно - неправильно». Учитель пред­лагает доказать или опровергнуть с помощью выборочного чте­ния справедливость следующих суждений:

«Крещение Руси произошло в ХI веке»

«Россия исторически была многоконфессиональным государством»

«Добро и зло - вечные соперники»

18.06.2015 03:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!