СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образовательная область «Филология» занимает в настоящее время одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования. В современной школе расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (информационно-коммуникативные технологии, электронные учебники). Педагогические и информационные технологии тесно связаны между собой. Эта связь предлагает учителю новые технологии обучения.
Технология модульного обучения.
Проектный метод.
Технология развития критического мышления.
Групповое обучение.
Обучение в сотрудничестве.
Портфель ученика.
Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются следующие функции:
Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.
Педагог должен стать естественным интеллектом, активизирующим ИОС, а вместе с ней, всех ее потенциальных участников продуктивного взаимодействия с ней. Именно учитель приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого действия информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Учитель объединяет с постоянными знаниями и ресурсами ИОС школы свои личные знания и умения (личный потенциал), имеющиеся у него и доступные ему интеллектуальные ресурсы, расширяя потенциал ИОС. Этот потенциал он предоставляет своим ученикам, организует их соответствующим образом (во множестве межличностных отношений на принципах реализации прямой и обратной связи) и помогает им в его восприятии.
Чтобы этот «механизм» успешно работал, необходимо его сконструировать, создать, сформировать, разработать систему прямой и обратной связи – виртуальное представительство учителя (медиа-среду).
Информационно - образовательная среда учителя представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих учебный процесс и развивающих личность ребенка.
Учитель должен иметь на своем рабочем столе (в классе) персональный компьютер, оборудованный выводом текстового материала и аудивизуальных (анимационных, мультимедийных) изображений на широкий экран для демонстрации их своей аудитории, органично вплетать показ этого материала в канву учебного занятия. Для этого учитель должен, во-первых, иметь соответствующую информационно-компьютерную подготовку, планирование которой можно считать составной частью проекта учебного процесса.
Электронная библиотека учителя (коллекция ЭОР) - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:
Сформировав свою персональную учебную среду, мы должны помочь учащимся также сформировать свою учебную среду. Новой формой развития педагогов и учащихся может стать горизонтальное обучение в открытых средах, которое предлагает иную цель обучения - формирование нового взгляда и образовательного пространства. Горизонтальное обучение предлагает нам формирование пространства профессионального развития. Моделируется образовательная среда, которая помогает человеку развиваться. Отходим от набора подобранной информации к совместно генерируемому в процессе обучения контенту. От вертикального оценивания к горизонтальной взаимооценке, самооценке.
Открытая образовательная среда – это социальные сетевые сервисы, служащие для общения, поддержки и развития социальных контактов; совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации, творческой деятельности. При помощи этих инструментов, реализующих горизонтальные межпользовательские связи, создается сетевое сообщество.
В открытых средах горизонтального взаимодействия можно реализовать такую учебную деятельность, как совместное написание и редактирование текста, комментирование текста, заполнение форм (анкет) и анализ данных, работа с ментальными картами.
Такая работа тесно связана с реализацией новых ФГОС в части развитии мета предметных умений и компетентностей. Используя горизонтальное обучение, мы формируем у учащихся функциональное чтение, информационные умения, способность к взаимодействию, организационные умения и самостоятельность, готовность к решению исследовательских и творческих задач.
Целью обучения с использованием открытых сред горизонтального взаимодействия является формирование сообщества. Курс обучения – идеологическая и инструментальная точка входа в новый профессиональный контекст и подготовка к самостоятельному поиску перспектив развития.
Дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальности действия, будут играть возрастающую роль. В настоящее время уже накоплены достаточные знания, методика и опыт реализации систем дистанционного обучения (ДО), использующих телекоммуникационные системы. Особенность ДО в том, что субъект обучения, связанный лишь опосредованно с системой обучения, находится одновременно в двух состояниях – развития и саморазвития.
При этом, как отмечается рядом специалистов, методистов, педагогов, ДО имеет свои недостатки, лишает живого общения и, следовательно, социокультурного и психологического влияния учителя.
В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании, сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Наша школа является ресурсным центром реализации проекта «Сетевое обучение» в городе Туле. Учащиеся нашей школы осваивают сетевые курсы по русскому языку и математике.
Очень важным электронным образовательным ресурсом является сайт учителя. Цель сайта: создание информационной площадки для учеников и их родителей, которая осуществляет информационное обеспечение учеников и родителей, поддерживает учебный процесс, обеспечивает взаимодействия учителя с учащимися и родителями.
Информационное обеспечение учеников и родителей осуществляется на таких страницах, как расписание уроков, сегодня в классе, домашние задания; советы по воспитанию ребенка, объявления о событиях в классе и в школе, рекомендации по обучению, творческие работы. Поддержка учебного процесса осуществляется на таких страницах, как презентации с уроков; учебные видеоматериалы; тематические флэш-ролики.
Электронный журнал так же можно рассматривать как сетевое сообщество, часть ИОС учителя, в котором обеспечивается взаимодействие с учащимися и родителями.
В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться электронные аудитории или форумы как средства коллективной работы учащихся, создаваемые по мере необходимости. К числу таких можно отнести:
Сетевое взаимодействие в сетевых сообществах, виртуальных творческих мастерских, открытых образовательных средах помогает создать учителю индивидуальную образовательную траекторию для ученика. То есть программу индивидуального развития через самопознание и самоопределение и программу деятельностной реализации этого развития. Развитие и саморазвитие ученика предполагают интеллектуальное и духовно-нравственное формирование его личности, что возможно только при полном погружении в образовательную медиа-среду, при соответствующем расширении его личной ИОС. Оно должно быть самоуправляемым на уровне осознания личных обязанностей и ответственности и управляемым со стороны педагогической системы.
Личная медиа-среда педагога порождается его взаимодействием с общей медиа-средой (общества, мира), как с «естественной», так и «искусственной». Формирование медиа компетентности педагога невозможно без его личного соприкосновения со всеми слоями медиа-среды - естественными, искусственными и их сочетаниями. Формируйте свою информационно образовательную среду, чтобы впоследствии помочь учащимся сформировать свою ИОС.
Когда люди инструментально говорят на одном языке - они деятельностно понимают друг друга!
© 2015, Голубева Наталия Александровна 4541