СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры, направленные на развитие социализации у обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня социальные преобразования очень влияют на жизнь человека, при этом существенно затрагивается сфера образования. Поэтому важнейшее значение имеет социализация школьников, несущая в себе развитие отношений и места ребенка в обществе и семье.

Социализация младших школьников выступает сложным процессом по формированию взаимоотношений личности с обществом. Поступление в школу и первый образовательный этап требуют реорганизацию в целом образа жизни и деятельности ребенка. Он находится в незнакомой для него обстановке. И непосредственно здесь педагогам может прийти на выручку игровая деятельность, поскольку она для него знакома с детства.

Но в работе с младшими школьниками недооценивается ее значение, в то время, как указывают труды С.В Григорьева, О.А. Казанского, В.В Петрусинского, Е.Г. Трошиной, она имеет необходимые резервы для полного включения младшего школьника в социализирующие обстоятельства познания, общения, творчества.

Анализ теоретических подходов и действительная обстановка педагогической деятельности по поводу социализации младших школьников проявили некоторые противоречия:

- между нуждой общества в социализации школьников и стремительностью педагогической системы без их социально-личностного развития; Термин «социализация» не обладает одним лишь толкованием у разных исследователей психологической науки. В российской психологии есть такие термины, которые порой предлагают применять как синоним рассматриваемого слова: это развитие личности и воспитание. Также иногда термин социализации претерпевает весьма критическое отношение, сопряженное как со словоупотреблением, так и непосредственно определяющее его сущность. Процесс социализации - это система любых социальных процессов, с помощью которых личность перенимает комплекс норм и ценностей, дозволяющих ему действовать как полноценный член общества.

Сомнение порождает и возможность сопоставления понятия социализация с иными, часто применяемыми в психологической и педагогической литературе терминами, как развитие личности и воспитание. Данное возражение очень важно и ведет к тому, чтобы быть исследованным. Позиция развития личности является ключевой идеей по отношению к иным. Ребенок, развиваясь, становится личностью, то есть процесс его становления невообразим без социального развития. По объему термин развитее личности и социализация здесь как бы сходятся, но активность ребенка кажется существенно более ясно выраженной непосредственно в идее развития, а не социализации.

При этом, если уяснять процесс становления личности в ее деятельном взаимодействии с социальной средой, тогда абсолютно все элементы данного взаимодействия должны быть рассмотрены одинаково. Действительно научное изучение вопроса о социализации предполагает, что личность уясняется в качестве становящегося активного социального индивидуума.

В определенной степени труднее вопрос обстоит о соотношении терминов социализация и воспитание. В узком значении воспитание обозначает процесс целеустремленного влияния на личность со стороны субъекта воспитательного процесса для передачи, привития ему обусловленной системы суждений, понятий, норм и прочих ценностей. В широком значении под воспитанием выступает воздействие на личность всей системы общественных связей для изучения им социального опыта и иное. Если применять понятие воспитание в узком значении слова, тогда социализация различается по своей природе от процесса, изображаемого понятием воспитание. Когда данное понятие применяется в широком значении, тогда различие теряется.

Таким образом, социализация является двусторонним процессом, с усвоением личностью социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, совокупность общественных отношений с одной стороны; и с процессом активного повторения личностью системы общественных отношений из-за его активной деятельности, активным введением в социальную среду с другой.

Человек перенимает социальный опыт, а также начинает преобразовывать его в личные ценности, предписания, направленности. Данный аспект воссоздания социального опыта сосредоточивает как пассивное его принятие, так и рассчитывает на активность личность в использовании этого опыта, то есть в определенной отдаче, то есть воздвижение его на новую ступень. При указанной трактовке термин социализации становится понятен личности и как объекта, и как субъекта общественных связей.

Первая сторона процесса именно социализации - это овладение социальным опытом, то есть воздействие на личность среды. Вторая его сторона представляет воздействие личности на среду посредством деятельности, поскольку активная ее позиция содержит в себе процессы реорганизации, мобилизации субъекта, создания той или иной стратегии деятельности. Так, процесс социализации никак не противоречит процессу становления личности, при этом позволяет отметить разнообразные позиции на проблему. Для социальной психологии интереснее представление о данной проблеме со стороны согласованности личности и среды [1].

Определенным образом биологические и культурные аспекты жизнедеятельности воздействуют на социализацию.

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности.

Игра - это средство познания ребёнком действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализирвал структуру развёрнутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берёт на себя ребёнок. С ролью связаны - игровые действия. Это действия со значениями. Они носят изобразительный характер. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребёнка - радость от того, что он действует так, как того требуют правила. Занятия чаще всего проводятся в свободное от уроков время. Любое занятие обладает собственную структурой, однако к общим условиям занятия причисляются:

1) разминка (либо разогревающие игры). Ступень прикосновений и проведения игр разными предметами;

2) собственно обучающая часть;

3) заключительный этап с фиксацией приобретенных знаний.

В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но её направленность и содержание меняются. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится следовать правилам, формируются его, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра и учёба - это две разные деятельности и между ними имеются существенные различия. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, поэтому нужны «переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с определенными правилами, которые создаются педагогом в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность не потеряла своего значения. Просто в школьном возрасте игра видоизменяется и меняет свою направленность на улучшение усвоения детьми знаний. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в работу.
  1. Освоение учебной деятельности. Включение детей в процесс обучения происходит медленно
  2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры же способствуют развитию у детей психических процессов.
  3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.

Игры-поручения. В их основе лежат действия с предметами, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Данная игра способствует активизации мыслительной деятельности.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Оно воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок сопоставлять нельзя. Самое главное - дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношение между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Таким образом можно вывести основные функции дидактических игр:

  1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму.
  1. Формирование психических новообразований.
  2. Формирование собственно учебной деятельности.
  3. Формирование обще-учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы.
  4. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  5. Формирование адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, в младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но её направленность и содержание меняются. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится следовать правилам, формируются его, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоциально-волевая сфера, способности и умения. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребёнку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.

Категория: Психологу
03.04.2024 13:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!