СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на оптимизацию межличностных отношений "ребёнок – ребёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

І. Игры и упражнения на развитие самопринятия и принятия партнёра по общению

Игра "Кто я?" Цель: расширить у детей представление о себе, формировать принятие себя.

Описание: Необходимо дать несколько ответов на вопрос: "Кто я такая (такой)?" Самохарактеристики могут касаться физических качеств (внешний облик, особенности телосложения), психологических особенностей, социальных ролей и др. Дети сидят в кругу и по очереди стараются дать как можно больше ответов ("Я человек", "Я девочка", "Я мальчик", "Я дочка", "Я сестричка", "Я мамин помощник" и т.д.).

"Слова поздравления и пожелания" Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребёнку, умения говорить ему добрые слова и пожелания.

Описание: Дети делятся на пары. Каждой паре взрослый задаёт ситуацию поздравления (поздравить с Новым годом, днём рождения и т.д.). Дети обсуждают, что будут говорить. Затем один ребёнок произносит поздравление, другой дополняет его пожеланиями. Остальные дети слушают и оценивают. Вариант: дети делятся на пары с помощью разрезных поздравительных открыток.

"Опиши друга" Цель: учить детей обращать внимание на внешность и индивидуальные особенности другого человека, принимать его таким, какой он есть.

Описание: С помощью считалочки или какой-либо игры, например, «Найди глазами пару», дети разбиваются на пары. Они становятся спиной друг к другу и по очереди описывают рост, лицо, цвет волос, одежду партнёра. Взрослый обращает внимание на точность описания.

ІІ. Игры и упражнения на умение вступать в контакт, вести диалог, располагать к себе

«Познакомимся поближе» Цель: учить детей задавать вопросы собеседнику, запоминать информацию о нём, развёрнуто формулировать и излагать свои мысли.

Описание: Взрослый предлагает детям коробку с разрезными открытками. С помощью открытки игрок находит себе партнёра. Каждая пара выбирает себе место, где можно спокойно поговорить. Предлагается заранее обсудить вопросы друг к другу: можно выяснить, с кем живёт партнёр, есть ли у него братья и сёстры, с кем дружит, что любит делать. Сначала вопросы задаёт один ребёнок, потом другой. По сигналу все садятся в круг. Один из детей становится за другим, положив руки ему на плечи, и начинает рассказывать о нём всё, что запомнил. По следующему сигналу дети в парах меняются ролями.

«Паутинка» Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплочённости группы.

Описание: Дети сидят в кругу. У педагога в руках – клубок ниток. Он начинает игру со словами: «Меня зовут… Я очень люблю слушать музыку, читать книги». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передаёт ребёнку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься и т.д. Ребёнок наматывает нитку на палец и передаёт дальше. Таким образом дети оказываются соединёнными одной нитью. В конце игры каждый ребёнок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени.

«Можно – нельзя» Цель: учить детей оценивать эффективность различных способов общения.

Описание: В руках у детей по две карточки: зелёная и красная. Зелёная означает «можно, допустимо, так принято», красная – «нельзя, неправильно, так не принято». Педагог описывает разные ситуации взаимодействия, а дети оценивают их с помощью карточек и обосновывают своё мнение. Например, можно ли перебивать говорящего? Допустимо ли размахивать руками во время разговора? Надо ли благодарить за оказанную услугу?

ІІІ. Игры на развитие умения слушать и слышать партнёра

«Рыба – птица – зверь» Цель: учить детей внимательно слушать друг друга.

Описание: Дети сидят в кругу и по очереди называют в определённом порядке по одному животному: рыба, птица, зверь. Например, окунь, воробей, волк. Кто ошибётся, выходит из игры. Взрослый следит, чтобы названия животных не повторялись.

IV. Игры на использование и понимание жестов, позы, пантомимики

«Поприветствуем друг друга без слов» Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении.

Описание: Дети с помощью считалки или игры «Найди партнёра по глазам» делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т.д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия.

V. Игры и упражнения на телесный контакт

«Благодарю тебя» Цель: учить детей выражать положительное отношение к другому, развивать чувство принадлежности к группе.

Описание:Дети становятся в круг, начинает игру взрослый. Он протягивает руку тому, кто стоит слева, и говорит: «Спасибо, мне было очень приятно играть с тобой на занятии». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу и берёт его руку в свою, и так до завершения круга.

«Колечко» Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

Описание: У ведущего в руках небольшой предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет этот предмет у кого-нибудь в руках. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача владельца колечка – выбежать вперёд. Задача всех остальных – постараться не выпустить участника с колечком из ряда.

VI. Игры на развитие эмпатии

«Угадай настроение» Цель: учить детей по мимике лица, жестам, позам, расположению в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека

Описание: Дети садятся в круг. У взрослого в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки, каждый берёт по одной фотографии, рассматривает её, показывает остальным и отвечает на вопросы: «Кто изображён на фото?», «Какое настроение у человека?», «Как ты определил его настроение?», «Почему могло возникнуть это настроение?»).

13.08.2022 10:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!