СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.
Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление).
Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.
Использование дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлено необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей школьного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС.
Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения
в формировании слоговой структуры слова
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и успешного обучения в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.
Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.
Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Учащиеся начальной школы с ОНР часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
Построить коррекционную работу можно в два этапа:
– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
Инструкция: Дети свободно танцуют под музыку, как только логопед поднимет карточку с гласной буквой, надо выполнить соответствующее данной букве движение (логопед с детьми разучивает эти движения заранее) и пропеть данный звук.
«А»- руки подняты вверх, раскачиваем руками в разные стороны. Увидели что-то страшное, убегаем и поем звук «Ааааааа!»
«О» - обхватить голову обеими руками. Болит голова, поем звук «Ооооо!»
«У»- Качаем воображаемую куклу на руках и поем звук «Ууууу»
«И»- Руки на поясе, движение корпусом влево-вправо. Улыбаемся прохожим и поем звук «Иииии»
«Э»- Ладошки у рта, как рупор. Заблудились в лесу, поем звук «Эээээ»
«Ы»- Корпус и руки опускаем вниз впереди себя. Устали, не хотим делать уроки, поем звук «Ыыыыы»
В процессе игры объясняем детям, что в русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв- 10.
Упражнения на уровне слогов:
– «Пирамидка» -Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Пирожки»
Цель: развивать умение делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Расширять словарный запас по лексической теме «Продукты»
Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение, отхлопывая в ладоши каждое слово. Лепим пирожки: сколько слов, столько и пирожков.
Я пеку, пеку, пеку
Всем друзья по пирожку!
Теперь лепим пирожки (хлопаем в ладоши) на каждый слог в слове. Пример слов: МО-ЛО-КО, МУ-КА, ТЕ-СТО и пр. Помним правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.
Игра «Метро»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Расширять словарный запас по лексической теме «Транспорт»
Материал: вагоны
Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение, отхлопывая в ладоши каждое слово:
Мы с Петро зашли в метро
На платформе мы стояли
Все вагоны сосчитали!
Ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает вагончики. Сколько слогов в слове, столько и вагончиков. Слова: ПЕ-РЕ-ХОД, ПЕ-ШЕ-ХОД, Э-ЛЕ-КТРИ-ЧКА и пр. Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра «Молоток»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Расширять словарный запас по лексической теме «Инструменты»
Материал: предметные картинки по теме «Инструменты»
Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение, на каждое слово он бьет кулачком- «молоточком» по ладоням логопеда, поочередно, то правой, то левой рукой:
Тук-тук молоток,
Поиграй со мной, дружок!
Логопед показывает ребенку картинку с изображением инструмента. Ребёнок произносит название инструмента, разделяя слово на слоги, бьет молоточками по ладоням логопеда. Примеры слов: ПИ-ЛА, ТО-ПОР, РУ-БА-НОК и пр.
Игра «Кнопочка» ( с использованием «Поп-ит»)
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие и правильно ставить ударение, выделяя ударный слог. Расширять словарный запас по лексической теме «Игрушки»
Материал: предметные картинки по теме «Игрушки» например и игра «Поп ит»
Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение:
Слова громко пропеваю
И на кнопку нажимаю!
Логопед показывает ребенку картинку с изображением игрушки. Ребёнок произносит название игрушки, разделяя слово на слоги, ставит правильное ударение, выделяя ударный слог. Тянет названную картинку к пот ит, протяжно пропевая ударный слог. После этого нажимает на кнопочку. Примеры слов: Ку-КЛА, Ю-ЛА, Ку-БИ-КИ и пр.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.
Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР.
© 2024, Воронцова Наталия Владимировна 71