СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках Профильного труда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии на уроках Профильного труда как средство развития познавательной активности у обучающихся

Введение.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому я начал работу над самой интересной методической темой:"Игровые технологиикак фактор активизации познавательной деятельности учащихся".

Цель методической работы: "Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках технологии с применением игровых технологии обучения".

Чтобы достичь цель я поставил такие задачи:

  • выделить дополнительные возможности для осмысленного восприятия материала;
  • позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины;
  • развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;
  • развивать логического мышления;
  • развивать воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений;
  • способствовать формированию практических навыков, развивать внимание и память.

В последние годы интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это вызвано и тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются.

Для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения необходимо как можно чаще использовать игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающая, развивающая форма работы, которая непосредственно связана с темой урока. Главная задача любого учителя – добиться, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывает игра. Ее использование дает хорошие результаты, повышает интерес детей к уроку, позволяет сконцентрировать внимание на самом главном.

На уроках я очень часто стараюсь применять игры. Конечно, не все уроки можно провести с помощью игры. Мне могут возразить многие учителя, например, математики, физики, что здесь не до веселья и нужен серьезный настрой и серьезная работа. Однако, где это возможно, необходимо разнообразить уроки с помощью игр.

В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?» Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п»

Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В- четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.

В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

Практика показывает, что уроки технологии с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки. Игра на уроке технологии – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к действительности.Естественно, такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, а самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений, в первую очередь – коммуникативных. Так же игры развивают способности школьников к критическому восприятию окружающей действительности и сопереживанию. Конечно, легче всего просто провести урок в форме лекции, но это для детей очень скучно, хотя и самый легкий вариант. Многие учителя считают, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю.

Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:

  1. учитываю возрастные особенности.
  2. стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения.
  3. не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.

Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания, познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.

Конечно же, игра - это не единственное средство повышения интереса к предмету, это одно из средств. Мы знаем, что на уроке можно использовать и технические средства обучения (в наше время это не проблема!), и учебник; проводить уроки в форме диспутов, дискуссий, лекций и т.д. Однако известно, что при использовании игры на уроках усвояемость материала учащимися повышается от 50 до 100 %. Эффект поразительный! Наверное, поэтому дети говорят: «А давайте лучше поиграем!»

Основная часть. Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся.

Глава I. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности.

Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи опыта; организация формирования знания, умения, навыков.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.

Организация игр - не всегда простое занятие. Во-первых, дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие. Во-вторых, серьезное отношение к предмету.

Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны. Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.

Структура организации игры.

Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

III. Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в :(Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решит, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

IV. Ход игры.

1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

VI. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Глава II. Опыт применения игровых технологии в практической деятельности.

Игры можно использовать на любом уроке.

Виды игр использованных на уроке:

- Лотерея - вопросы: 1 ученик достает лотерею из коробки. В лотереи номер вопроса. Учитель читает вопрос, а ученики отвечают.

- Кроссворды - термины. Учитель заранее составляет несколько кроссвордов, по этому разделу. В этой игре ученики должны будут знать термины.

- Ромашка - вопросы. В каждом лепестке ромашки можно написать вопрос. А ученик должен ответить на вопросы.

- Таинственный сундучок - инструменты. В этой игре ученики должны знать об основных инструментах для выполнения данной работы.

На этом уроке с учениками можно повторить очень много материала. Когда мы провели этот урок, ученики остались очень довольными. Этот урок позволил в увлекательной форме запомнить сложные для запоминания термины, определения, даты, и развивал у учеников гибкость мышления.

Уроки получились удачными. Игровые методы позволили ученикам лучше усвоить материал.

На уроке можно использовать разные игры. Ученикам эти игры нравятся. Они с удовольствием играют. Когда используется даже отрывок игры ученики лучше воспринимают материал.

Второй этап урок - это изучение нового материала, наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучая новый материл, я провожу следующие игры:

1) Чистая доска. Заранее учитель пишеть на доске план урока. После объяснения одного пункта учитель стирает этот пункт с доски. До закрепления урока доска должна быть чистой.

Эти игры учат детей задавать интересные вопросы, умело отвечать на них, оперировать усвоенным материалом, заставляют думать, внимательно рассмотреть картину и слушать учителя.

После усвоения материала его надо закрепить.

Кроссводы, ребусы и т. д. Данными играми повторяется термины, которые проходять на уроке.

2) Рассказ. Можно составлять на разные темы рассказы. Данная игра позволяет творчески переработать информацию.

3) Интервью. Когда в основе изучаемого материала определяется профессия.

Игры которые используются при обобщении материала:

1) Рекламный плакат. Ученикам предлагается составить рекламу. Она должна быть достаточно яркой, чтобы быть привлечь внимание каждого. Данное творческое игровое задание позволяет ученикам посмотреть на изученный материал под другим углом зрения, - это вариант практической работы на уроке технологии.

2) Что? Где? Когда? Класс делится на команды. Одна команда остается у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представители других команд.Обсуждение вопроса командой занимает 20 секунд, отвечает один ученик. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. Это игра не только помогает повторить материал, но и может служить хорошей разрядкой.

3) Музей. Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна организовывать музей по теме, которую определяет для них учитель. Данная игра позволяет переработать полученную традиционными способами историческую информацию.

Использование игровых методов дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям технологии. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.

Категория: Технология
06.11.2019 19:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!