СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Играем на уроках истории
Цель нашего современного образования– сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Из чего следует что необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение технических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребенка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно-следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.
Цели игры на уроках истории – воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, осуществление поиска, развитие логического мышления, использование знаний в нестандартных ситуациях.
Хочу привести несколько примеров того, как можно поиграть с пользой для дела с учащимися на уроках истории:
1. «Узнай историческую личность по описанию»
Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.
Например, на уроке истории России в 6 классе учащимся предлагается узнать личность по описанию:
Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
2. «Цветы»
Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет цветок своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста или оценка исторического лидера.
1 красный цветок – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2 белый цветок – изложение фактов, описаний, статистики.
3 черный цветок – негативное, критическое (определяет отрицательные стороны деятельности человека).
4 оранжевый цветок – обращается внимание на положительную сторону деятельности человека.
5 синий цветок– аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).
6 желтый цветок– изобретательское, творческое задание.
Прием «Шляпы» можно использовать при работе с историческими источникам, где шляпы будут символизировать страны или исторических деятелей.
3.Прием «Чистая доска»
Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет белые листочки на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают листы и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал листочков.
4Прием «Историческая почта»
Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.
На картоне приклеиваются цветные кармашки (9-10 шт)в которые вставляются листочки с определениями исторических терминов, под кармашками надписи терминов. Задача учащихся правильно расставить листочки по «адресу».
5.Прием «Древо знаний»
Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).
На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.
© 2018, Степашина Наталья Геннадьевна 266