СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовы ли школы принять аутистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют такие психологические рекомендации по работе с детьми-аутистами в детском коллективе:

  1. Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  2. Принимайте его таким, какой он есть.
  3. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  4. Не трогайте ребенка, вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  5. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  6. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

7. Создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

8. Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Как согласуются эти рекомендации с законодательной и правовой базой?

В ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

Нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, но не описана система интеграции в массовую школу.

Проблемы инклюзивного образования.

Учебные заведения, как правило, ориентированы на то, чтобы дети осваивали академические знания. У педагогов мало опыта работы с особыми и обычными учениками в одном коллективе. Родители беспокоятся, что ребенок с особыми образовательными потребностями будет проявлять нежелательное поведение, на нем будет сосредоточено все внимание учителя, а их дети могут отстать от программы.

Осуществление интеграции на практике.

Об опыте интеграции аутистов в массовую школу рассказала журналистам ИД «Гранада Пресс» руководитель общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова: «Три года назад на площадке московской школы № 1465 по инициативе родителей начали обучать по программе инклюзивного образования детей с аутизмом. Каждого особого ученика сопровождает тьютор (наставник). Он сидит с ребенком на уроках, помогает сориентироваться в ситуации, отработать новые навыки, выстраивать отношения с одноклассниками. Для такого ребенка создается индивидуальная программа, учитывающая его интеллектуальные возможности. Если во время урока ребенок устал или тема слишком сложная для него, он вместе с тьютором уходит в ресурсный класс – специально оборудованное помещение, где ученик отдыхает».

«Дети с ментальными особенностями не так чувствуют свое тело, как обычные люди. Порой они воспринимают его как скафандр. Это влияет на их поведение, – поясняет Елизавета Кириллова. – Такие дети не могут спокойно сидеть и слушать учителя весь урок. Тьютор, который постоянно находится рядом, дождавшись удобного момента, уводит ребенка из класса в ресурсную комнату. Там ребенок снимает сенсорную недостаточность и продолжает урок с учителем ресурсной зоны по индивидуальной программе».

Таким образом, оказывается, чтобы инклюзивное образование приносило максимальную пользу, нужна целая система: тьюторы, ресурсные учителя, сенсорные комнаты, где дети могут попрыгать на батуте, покачаться на качелях, сделать упражнения на шведской стенке. Сложность общения с особыми детьми в том, что они часто не владеют общепринятыми средствами коммуникации. Чтобы привлечь к себе внимание, такой ученик может вставать, кричать, падать на пол. Если учитель один с классом, то программный учебный материал становится далеко не главным на уроке, потому что на первый план выходят психологические проблемы, которые при отсутствии тьютора должен решать именно учитель.

Готовы ли школы работать с аутистами? Вопрос риторический.

Категория: Всем учителям
24.08.2017 07:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!