СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Проблема текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Что такое проблема? -Как выявить проблему текста? -Как сформулировать проблему текста? Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения. Работа с текстом Легенда Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны. А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка. Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались. Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев) Проблема текста: (Проблема смысла жизни, затрагивающая нравственные стороны человеческой жизни) Каким образом содержание текста касается других людей, всего человечества? ( Нравственные (этические) нормы обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой) -Какая абстрактная идея рассматривается автором? (Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия) Формулирование проблемы Два простых способа формулировки проблемы I. 1.Автор размышляет над проблемой смысла жизни; 2.В тексте поднимается проблема смысла жизни; 3.Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни. II.Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. -Что такое комментарий? -Каковы типы комментария текста? -Как выявить и сформулировать авторскую позицию? Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо. Можно выделить два типа комментария. 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п. Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои - На чём заостряет внимание? Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию. - Какие эмоции автора выражены в тексте? Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев: развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые души деревьев мучаются и страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву. - Как выражено отношение автора к изображаемому? Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже никогда не улыбались Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Автор текста использовал разнообразные художественные средства, которые позволили ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный.. шорох»,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»), олицетворение ( «священный лес», « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу», «как в священный лес»), гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»). Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа: В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что… Например: Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в жизнь входить каждый человек должен «с благоговейным трепетом», «как в священный лес», тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов - Что такое аргументация? - Каковы основные виды аргументов? Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) вывод (общий итог). Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что… Аргументы «за» должны быть: - правдивыми, опираться на авторитетные источники; - доступными, простыми, понятными; - отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчёркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С). Типы аргументов 1. Естественные доказательства. 1.1. В качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек. 1.2. В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения. 1.3. Ссылка на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» - сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. 1.3.1. Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста Материал для аргументации Иван Ильин У врат 26. О Божией ткани Вчера зашёл ко мне мой сосед – душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце. «Мой отец, знаете, был очень добрый человек. Он давно уже скончался, но как вспомнишь его, так на душе тепло и светло сделается. Он был, понимаете, портной; хороший портной, мастер своего дела; так умел построить костюм, что просто заглядение. К нему из соседних городов франты приезжали и всегда бывали очень довольны: так – посмотришь, будто нет ничего особенного, а приглядишься – ну просто художество. И всегда обо всех людях болел. Сам шьёт, что-то грустное напевает, а потом вдруг скажет: «Нехорошо вчера соседи Митревну изобидели, зря, все виноваты перед ней»; или : « Петру –то Сергеевичу в праздник надеть нечего, надо бы ему справить»… И опять шьёт. Бывало, разволнуется и начнёт мне о «ткани» рассказывать; а он никогда не говорил «матерьял» или «сукно», а всегда «ткань». «Присмотрись, - говорит,- Николаша, к людям. Ведь мы все одна ткань. Вот, гляди, каждая нитка к другой приникла и держит её; все сплелись друг с другом, все вместе к единству сведены. Вот выдерни из этого суконца одну нитку, и всю ткань повредишь. Если только одна ниточка не удалась, сплоховала, истончилась или порвалась, так весь кусок выходит в брак. Ни один хороший мастер этакую больную ткань не возьмёт, ни один заказчик и смотреть на неё не станет. Так и гляди, выбирая, чтобы не промахнуться, чтобы больной ткани и в заводе у меня не было. Вот и с людьми так же. Мир от Господа так устроен, что мы все - одна сплошная ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думаю: «Что мне до него, когда мне самому хорошо»… А на самом-то деле не так. Если одному которому – нибудь плохо, то он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается. Люди друг к другу злым местом повёртываются: не доверяют, подозревают, обижают, ссорятся. И все чувствуют, что это от него идёт и на него за это раздражаются. И он это чует, отвернётся, в себя уйдёт, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его… И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идёт, расползается. Надо скорей чинить дыру; а никто за это не берётся: «Мне, - говорят, - какое дело? Его беда, он и чини». А разрыв всё растёт – и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя беда, моя беда – общая»… А ещё отец так говаривал. «Ведь это и в хозяйстве так. Бедный человек не одному себе беден, а всем. Нищий человек не у себя просит, а других тревожит, о муку своей говорит, язву свою обнажает. Где беда, там общая беда; где голод, там всем хлеб горек. Безработный не один скитается, мы все им заболели. Всё равно как зуб заболит; заболит – и весь человек в смятении. Несостоятельный человек, неудачник или пьяница – он свою беду во все стороны излучает, всех задевает, всех бременит. И опять вся ткань испорчена; и надо как можно скорее чинить, помогать, дыру заделывать. Где ты не можешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут». Сердечнейший человек, знаете, был отец. И помогал всем, везде, где только мог. «Я, - говорил, - починкою был занят, дырку заштопал». И так, бывало, делал: собирает отрезки от всех сукон и костюмов, иной раз прямо выпросит остаточек у заказчика и подбирает; вертит, лицует. Составляет, подгоняет; очень ловко… И потом шить начнёт. И уж тогда весёлые песни поёт. Глядишь – жилет построил; или брюки. А иногда и целый костюм подберёт; завернёт аккуратно в платок и снесёт бедняку. И тому запретит рассказывать: этого, говорит, никому не надо знать; молчи, и всё. И только мы в семье понимали, что происходит. А уж любили его, как редко кого. И за советом приходили, и просто поплакать. Нет, знаете, разбогатеть он не хотел; ни к чему это, говорил. Сами прокормитесь. Какое наследство… Вот что о ткани говорил – это наследие. А как почуял смерть, позвал меня и сказал: «Ухожу, Николаша. Не грусти. Все мы – нити в ткани Божией; и пока живём на земле, дано нам эту ткань беречь и крепить. Помнишь ты, был хитон у Спасителя, несшитый, цельный, весь тканый сверху донизу. Вот мы – нити его и по смерти призваны врасти в него. Помни о нём. Это ткань Божия. Береги её в земной жизни: каждую нитку крепи, от сердца ревнуй. Сердце больше всего слушай. О чём оно вздохнёт, то и делай. И всё будет хорошо»… Вот и кажется мне, знаете, что он прав был. Все мы – одна ткань. И в этом, чуется мне, мудрость жизни сокрыта»… В.Вересаев. Всю жизнь отдала Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти: - Лёвочка, нам тут сходить. Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукою и сердито сказала: - Куда ты, мальчик, лезешь? Мать в негодовании вскричала: - Как вы смеете ребёнка толкать?! Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом: - Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать! Он идёт, - скажите пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа!. Растите хулиганов, эгоистов!. Мать возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину. Вагон остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала. - Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверно, пьяный, не плачь! Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла: - Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой! Мальчик стихал и крепко прижимался к матери. Пришли домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул: -Эх, меня не было! Я бы ему ответил! Она с гордостью возразила: - Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты?. Не бери сливу, она кислая. Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова положил перед собою. - Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколад «Золотой ярлык»… Кушай шоколад. Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился. - Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе разверну. Отец сказал просительным голосом: - Лёвочка, дай мне кусочек шоколада! - Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь? Мальчик молчал, капризно нахмурившись. - Ты, наверно, ещё не успокоился? Мальчик подумал и ответил: - Я ещё не успокоился. - Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да? Мальчик молчал и не смотрел на шоколад. Через двадцать лет. Эта самая дама, очень похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала. Трудную жизнь она прожила. Ещё до революции муж её умер.Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всём себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованием. И вот – она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала: - А я ему всю жизнь отдала! Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать проживающею «временно». Это больше всего её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки… - А я ему всю жизнь отдала!. Снег пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на выращивание холодного эгоиста, приученного ею думать только о себе. Написание сочинения Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) вывод (общий итог). Примерное сочинение Автор текста В.Вересаев размышляет о смысле жизни. Он стремится донести до читателя мысль о том, что «в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны». Основная мысль текста заключается в том, что отсутствие гармонии в жизни – причина всех жизненных неурядиц. Обратив наше внимание на трепетное отношение туземцев к «священному лесу» («не позволяют себе сорвать ни листочка»), он подчёркивает бесцеремонное вмешательство «подвыпивших моряков» в девственную природу. Отношение к святыне у чужеземцев бездумное, а потому жестокое. Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использовал разнообразные художественные средства, которые позволили ему усилить звучание своих раздумий. Это эпитеты («судорожный.. шорох»,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом», «священный лес»), олицетворения ( « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», « деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу», «как в священный лес»), гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»). Позиция автора выражена явно: чтобы не разучиться улыбаться, быть счастливыми, надо нести в мир добро. Великий русский философ И. Ильин словно вторит автору текста, утверждая, что « все мы – одна ткань». Если одному из нас плохо, то и другим так или иначе живётся нехорошо, но люди этого не понимают, потому что «глупы и близоруки». Вот если бы с молоком матери учили людей входить в жизнь « с благоговейным трепетом», то всем стало бы понятно, что «жизнь – это такой же священный лес». К сожалению, это «сложно» бывает осознать ( об этом В.Вересаев говорит уже в другом своем рассказе «Всю жизнь отдала») - и отдают они всю жизнь « на выращивание холодного эгоиста», «приученного думать» лишь о себе. Я же хочу выразить полное согласие с автором: в жизнь надо входить « с благоговейным трепетом» и быть добрыми и милосердными. Литература: 1.Иван Ильин. Книга раздумий и тихих созерцаний: - М. «Альта-Принт», 2005. 2.Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы/Сост., вступ.ст. коммент. Ю.Фохт-Бабушкина. – М.: Республика, 1999. 3.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Категория: Русский язык
04.12.2015 13:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!