СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гаджетизация учащихся школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов предложил запретить детям приносить в школу любые гаджеты. Об этом много говорят учителя, потому что инициатива Астахова спорная.

С одной стороны, проблема зависимости очевидна, и с ней нужно бороться.

Работая в летних оздоровительных лагерях, я часто сталкиваюсь со стонами детей по поводу отсутствия WI-FI, плохой связи и пр. Коллеги из лагеря приводили в пример девочку, которая рыдала, что все скучно и не интересно, пока не выяснили истинную причину – отсутствие ее любимого персонального компьютера. При этом девочка любыми способами искала возможности вернуться домой – звонила родителям, запиралась в спальной комнате, отказывалась от еды. В итоге родители настояли на возвращении ребенка.

Что это как не зависимость, для которой уже есть специальные термины: лудомания (зависимость от компьютерных игр) и номофобия (страх остаться без мобильного телефона). Действительно, в своей практике не редко встречаю детей, проводящих свободное время в школе за экраном планшета/смартфона. Ученики, заходя на урок наряду с учебными принадлежностями выкладывают на парты смартфоны. В процессе урока нет-нет, да и тянутся руки к ним. Я обратил внимание, что мальчики пытаются доиграть в любимую игрушку, а девочки – «ныряют» в социальные сети. Причем, мальчики более адекватно реагируют на замечания – убирают телефоны и все, а вот девочки… Есть у меня несколько учениц, которые неоднократно (несмотря на замечания) открывают «ВК» для того, чтобы посмотреть «ленту», т.е. не отреагировать на сообщение, а посмотреть, что там произошло за 20 мин. их отсутствия. Зависимость? Думаю, да. При этом телефоны приходится изымать, сообщать родителям. Но мера эта малоэффективная.

Вы пробовали забирать телефоны у детей на уроках? Процесс достаточно энергозатратный, при этом дети прячут их, а потом снова достают, чем провоцируют конфликт. В итоге нервничают все – педагоги, дети, родители. Через «тернии» можно выработать правило сдачи телефонов при входе в кабинет. И вот здесь, с другой стороны, своим предложением Павел Алексеевич вступает в противоречие с Гражданским кодексом и Конституцией РФ – право на неприкосновенность частной собственности. А если, при изъятии телефона он придет в негодность? Кто будет виноват? Снова нервы учителей, родителей, школьников.

Можно ли избавиться от влияния виртуального пространства? Я считаю, да, но только в случае краха мировой глобальной сети. Прогресс не остановить. Этот факт надо признать и предпринимать меры по трансформации использования этого полезного (именно так) пространства нашими учениками.

Прежде всего, в технологиях должен разбираться сам учитель. Его имиджевость сегодня это еще и его виртуальное пространство. Я имею ввиду не только рекомендуемый к наличию персональный сайт, но и персональную страницу учителя в соц. сетях, причем их разнообразие тоже говорит о «модности» и привлекательности педагога.

Пример: волею судеб в 2015 году поменял школу, находясь за границей РФ встретил своего будущего ученика. Знаете, что он сделал? Он меня тут же «запостил» в «ВК» и ко мне на страницу началось паломничество: лайки, предложения дружбы, подписки моих подписок и пр. Поэтому вопрос о этике поведения в сетях актуален. Например, я не могу позволить себе выложить какую-нибудь крамольную фотографию, «откоментить» с ошибками (следят же!), а еще собственным примером показываю, как надо вести себя в сетях. При этом четко оформляю границы общения: пока учу – дружбы в соц. сетях нет, после выпуска – можно.

А на уроках своим ученикам я разрешаю пользоваться гаджетами, с них они читают карты, тексты, статьи к уроку. Ребенок может на мои уроки ходить не с учебником, а с планшетом или электронной книгой, может пользоваться телефоном, в котором загружена учебная информация. Большинство проверочных работ я вывел на онлайн-платформы. Таким образом высвобождается время для более углубленного изучения отдельных тем по предмету. Некоторые темы проходим с помощью вспомогательных образовательных платформ – Телешкола, Селф-тест.

В самой популярной соц. сети среди школьников создан виртуальный кабинет, в котором ученики получают дополнительный и вспомогательный материал к урокам (интересные факты, карты, видео, презентации и пр.), разъяснения к домашним заданиям, ссылки на проверочные работы, возможность получить индивидуальную консультацию. В рамках кабинета организована работа по дистанционному выполнению домашних и проектных работ. Дети регулярно шлют в личку сообщения с вопросами и заданиями. Удобно им и мне.

Так что, я уверен: нам, взрослым следует соответствовать переменам в современном мире, чтобы не потерять своих детей в виртуальном пространстве.

Нужно ли взрослым проявлять жестокость в борьбе с зависимостью от гаджетов, или нет? Жестокость порождает жестокость. Еще ни одна зависимость не была преодолена подобным образом. В результате дети начнут прятаться, лгать, приспосабливаться. Данную проблему следует решать путем переключения внимания от «залипания» в гаджетах на другие формы деятельности: спорт, хобби, активный досуг, живая коммуникация с окружающими. И здесь главную роль должны играть не учителя, а родители, т.к. они ближе и дольше общаются со своими детьми. Мы – только помощники. Как вести себя родителям? Ответ известен многим – своим примером увлекать чадо за собой, определить отпрыска в спортивную секцию или творческую студию, следить за количеством времени и деятельностью, которое ребенок уделяет «цифровому другу» (если это время более двух часов в день и это, преимущественно соц. сети – налицо зависимость). При необходимости следует обратиться к специалистам – психологам, либо сведущим педагогам. Ребенок попадает в «сети» соц. сетей от безделья и серости быта.

Категория: Прочее
06.06.2019 09:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!