СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель физики Дингес Н.А.

филиал МАОУ СОШ №104 Челябинск

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

В современном обществе, которое развивается ускоренными темпами, формируются новые государственные, социальные и личностные потребности.

Реализация этих потребностей становится возможной только в условиях изменения системы образования, совершенствования образовательного пространства.

Новая цель современного российского образования такова: «Воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» СЛАЙД 2

Новые стандарты ориентированы не только на освоение содержания, как было прежде, но в большей степени, на достижение планируемых результатов. До этих результатов (как известно, это личностные, метапредметные и предметные результаты) ученик должен дойти самостоятельно, но с нашей помощью. Поэтому-то в основу новых образовательных стандартов положен системно-деятельностный подход.

Реализуя формулу «От действия – к мысли», формулируется новая цель обучения – формирование Универсальных Учебных Действий (УУД).

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

Определение: Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. А.Г. Асмолов СЛАЙД 3

В широком понимании УУД – это умение учиться:

  • Умение определять цели и задачи самостоятельно.
  • способность учащихся самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации
  • применение знаний за пределами школы
  • готовность к сотрудничеству, самообразованию, познанию мира,
  • освоение новых социальных ролей и норм поликультурного общества

Таким образом, организация образовательного процесса педагогом требует создания условий для гармоничного развития личности и готовности к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни.

Физика, являясь составляющей предметной области «Естественно - научные предметы» формирует систему знаний о картине окружающего мира. Поэтому основная задача в данных условиях, это не передача готовых знаний (учебно-предметное содержание). Необходимостью становится включать в контекст обучения предмету решение жизненных задач.

На первый план выходит знакомство с методами научного познания, постановка проблемы и ее самостоятельное решение.

По программе моей образовательной организации по стандартам 2 поколения (ФГОС) я начну работать с 2017 года, но уже сейчас в своей практике учусь применять их элементы. В частности, меня интересует формирование универсальных учебных действий. Итак,

УУД классифицируются на

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

Личностные УУД СЛАЙД 4

  • Способность к ориентации в меняющемся мире
  • Формирование жизненного и профессионального самоопределения
  • Умение выделить нравственный характер поведения, соотнести поступки с моральными нормами и этическими принципами
  • Способность ориентироваться в межличностных отношениях

Пожалуй, эти УУД можно считать основными. Я отвожу им ведущую роль на своих уроках.

Исходя из этого, цели уроков физики должны ориентироваться на целостное отношение учащихся к окружающим, к себе и физике, как элементу общечеловеческой культуры.

Воспитывая уважение к творцам науки и техники, мы закладываем у учащихся такие качества, как целеустремленность в достижении цели, формируем самоопределение в будущей профессиональной деятельности.

Реализация возможна в рамках:

  • урока, когда мы знакомим учащихся с личностями ученых и тернистым путем их открытий
  • проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания. (Демонстрируются приборы и модели, изготовленные учащимися или их фотографии) СЛАЙД 5
  • внеурочной деятельности: в рамках предметной недели мы с ребятами 9-11 классов организовали конференцию «Сердце, отданное науке». СЛАЙД-6

Немалую роль в формировании личностных УУД играет знакомство учащихся с национальными региональными этнокультурными особенностями (НРЭО).

Это и экскурсии, и решение задач, базирующихся на НРЭО. Сейчас я работаю в этом направлении.

Пример составленной мной задачи: СЛАЙД 7

№6. На Челябинском Компрессорном Заводе производят компрессоры различного назначения. Для проведения дорожных работ используется компрессор КВ 5/10, он обеспечивает работу трех отбойных молотков и одного перфоратора, пользуясь схемой компрессора, определите, как изменяется показания манометра при работе пневмоинструмента, если привод выключен?

Регулятивные УУД СЛАЙД 8

Они обеспечивают самоорганизацию учащимися своей учебной деятельности:

  • Постановка целей
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль и сравнение с эталоном
  • Коррекция плана и способа действия
  • Самооценка своей деятельности
  • Волевая саморегуляция, способность к преодолению препятствий

Считаю, что на физике лучше всего данные УУД мне удается формировать при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных и расчетных задач.

Пример Л.Р.: Установить зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от его длины. СЛАЙД 9

Ход работы: Учащиеся ставят цель работы, ориентируясь на тему; выбирают оборудование (наводящие вопросы: Что исследуем? Что нам для этого потребуется? Далее делают предположение (прогнозирование), что меняя (увеличивая или уменьшая) длину маятника, можно каждый раз вычислять период и частоту колебаний. Выполняя измерения и применяя формулу, получают значения периода и частоты. Анализируя формулу и сравнивая теоретические выводы с практическими результатами, делают окончательный вывод о зависимости. Оценивают свою деятельность: что получилось, что нет, что нужно знать и делать лучше (коррекция), чтобы добиться более точных результатов.

Пример задачи: Вычислить массу алюминиевой ложки, если при ее нагревании в стакане с чаем от 25 до 85 градусов Цельсия, она получила 528 Дж теплоты. СЛАЙД 10

Решение. Наглядно: чашка с чаем, в который опускают ложку либо визуализировать процесс. Предложите план решения (планирование) Если трудно, то наводящие вопросы: Что происходит? Какова может быть масса ложки (несколько грамм или килограмм)? (прогнозирование). Как математически связано количество теплоты при нагревании с массой вещества? - самоконтроль: знаю ли я формулу? Если нет, предлагаю найти в учебнике, в записях в тетради: волевая саморегуляция и способность к преодолению препятствий. Кроме того, поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД).

Записывают формулу, которая описывает процесс нагревания.

Определиться с известными и неизвестными величинами, выразить из формулы неизвестную величину. Вычислить значение и оценить его реальность.(контроль и сравнение) Проанализировать, какие этапы решения задачи вызвали затруднение. Над чем нужно работать? Если ответ нереален, найти ошибку в решении (коррекция.)

В конечном итоге, мы способствуем усвоению экспериментального метода познания физических явлений и применения его для решения реальной жизненной ситуации.

Познавательные УУД СЛАЙД-11

Они включают в себя:

  • Поиск и выделение необходимой информации с применением метода информационного поиска с помощью справочных материалов кабинета, библиотеки и компьютерных средств
  • Умение структурировать знания
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • Действия со знаково-символическими средствами, формулами
  • Умение грамотно и осознанно строить высказывания письменной и устной речи
  • Способность производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
  • Установление причинно-следственных связей
  • Проведение аналогий и построение логической цепочки рассуждений

Считаю, что на уроках физики это возможно осуществить:

  • При решении качественных, расчетных и экспериментальных задач. Пример качественной задачи СЛАЙД 12: Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле? Ответ: При перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю - Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, Умение грамотно и осознанно строить высказывания
  • Пример экспериментальной задачи СЛАЙД 13: Рассчитайте плотность данного кусочка сахара-рафинада, зная его массу. Этапы решения: Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее определения. - Действия со знаково-символическими средствами, формулами

Понять, значения каких величин известны в задаче, а какие нужно узнать. Как можно найти неизвестные величины? Учащиеся предлагают план: Измерить грани кусочка сахара, вычислить по формуле объем, подставить его в формулу плотности для данной задачи, вычислить плотность, оценить результат, сравнив его с табличным значением.

  • Подготовке сообщений по темам. Например, по теме «Производство и передача электроэнергии в Челябинской области»
  • Работая над проектами. Проект обычно ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую в течение некоторого отрезка времени. Решение проблемы, необходимость поиска знаний из различных областей науки, интеграция и применение их в реальной жизни, как нельзя лучше, способствует формированию как познавательных УУД, так и личностных, регулятвных и коммуникативных.

Коммуникативные УУД СЛАЙД 14

Данные УУД обеспечивают социальную компетентность:

  • Умение общаться, учитывая позиции других людей;
  • Умение вести диалог и слушать собеседника;
  • Участвовать в коллективном обсуждении поставленной задачи.
  • Избегать конфликтных ситуаций или умение правильно из них выходить.
  • Так же, коммуникативные УУД способствуют формированию навыка продуктивного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.

Такие навыки вырабатываются при групповой и коллективной работе на уроках, в исследовательской и проектной деятельности. Примером могут служить этапы уроков-исследований, уроков-игр, уроки-конференции и лабораторные работы. Здесь у учащихся появляется возможность активно защищать свою позицию, представить свою видимость ситуации, параллельно формируя и ИКТ-компетентность при подготовке презентаций.

Пример: Обобщающий урок по теме «Агрегатные состояния вещества» в рамках Панорамы педагогического мастерства. СЛАЙД 15

СЛАЙД 16. Считаю, что особенную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность. На внеурочных мероприятиях дети более раскрепощены и инициативны. Ребята учатся наблюдать явления, проводить эксперименты и объяснять их.

Хотелось бы иметь возможность для осуществления подобной деятельности, например, в рамках пропедевтического курса в 5-6 классах или элективных курсов в 7-11 классах. Но, к сожалению, пока мне это не удается, поскольку этого не позволяет школьный учебный план.

Пока же, внеурочная деятельность осуществляется в рамках предметной недели. Например, проводилось мероприятие для учащихся 7-8 классов: Устный журнал «Занимательная физика»

СЛАЙД 17. Определиться, какие универсальные учебные действия мы будем формировать, и на каком этапе урока, помогает составление технологической карты с указанием УУД для достижения предметных результатов. Образец такой карты я разработала на примере урока «Плотность вещества»

Литература.

1. Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.

3. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов: методические рекомендации / авт.-сост.: Е.А. Антонова, И.И. Кацай – Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2012г

4. Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы: методические рекомендации/под ред. Ильиной А.В. Маковецкой Ю.Г.- Челябинск: ЧИППКРО,2014

5. Шахматова В. В. Физика. 7 класс. Диагностические работы к учебнику А.В. Перышкина.: Дрофа, 2015г

Категория: Физика
08.02.2015 20:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!