СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира» по программе УМК «Перспективная начальная школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Более восьми лет я работаю по программе учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа». Данный учебно-методический комплекс  помогает формировать полноценную личность школьника.  Концепция, предлагаемая в рамках программы  «Перспективная  начальная школа,  соответствует всем  положениям, предъявляемым  к  начальному  образованию:

  -  формирование познавательных  универсальных  учебных  действий  школьников  и  готовности  на  основе учета  индивидуальных  склонностей  к  изучению  той  или иной  предметной  области;

  -  воспитание  социально – психологической  адаптации  к  учебно- воспитательному  процессу и к  жизни  в  коллективе;

  -  формирование эстетического  сознания  младших  школьников  и  художественного вкуса;

  -  социально - нравственное воспитание  младших  школьников.

         Курс  по  «Окружающему  миру» является  интегрированным.  В  нём  объединены  образовательные  области:  естествознание,   обществоведение,   география,  астрономия,  ОБЖ.  Особая  значимость курса  в  формировании  у  школьников  целостной  картины  мира,  окружающей  его  природы  и  социальной  среды и его  месте  в  этой  среде.

        Содержание  курса  первого  года  обучения объединяется  общей  идеей  -  изучением  детьми  материала,  познание  которого  возможно  с  помощью  органов  чувств,  материала,  позволяющего  младшим  школьникам  расширить  опыт  ощущений  и  обобщить   результаты  их  жизненных  наблюдений  за  природными  явлениями  посредством  практических  работ.  Наблюдая  предметы  и явления  в  самой  природе,  учащиеся  исследуют  их   всеми  органами  чувств  и  убеждаются,  что  они  реально  существуют.  На  основе  наблюдений  учащиеся  устанавливают  зависимость характера  осадков,  состояние  водоёмов  и  почвы от  температуры  воздуха,  зависимость  поведения  птиц  и  других  животных  от  наличия  в  природе  корма  и т.д.  С  первой  страницы  учебника  на  школьника  смотрит  мир,  понятный  ему,  так  как рисунки  напоминают  посёлок, поля,  луга,  реки -  всё,  что  может  его  окружать  в реальной  жизни  или то,  что  ему  близко  и  дорого.

         Учебники  курса по  «Окружающему  миру» содержат  необходимый  материал  с  красочно  иллюстрированными  рисунками.  Сквозные  герои  учебника  любят  свою  малую Родину, свой  край,  гордятся  им,  гордятся  тем, что  являются  гражданами  этой  страны.  В  этом  смысле  очень  важно,  чтобы  ученик  смог  испытать  подобные  чувства,  учитель  должен  умело  подвести  ребёнка    на  уроке  к  этой  мысли.  Любовь  к  природе,  животным, к семье, к родному  краю, -  это и есть  любовь к своей  Родине.

        Важнейшим  воспитательным  моментом  программы  является  то, что  в  ней  представлена  семья  Ивановых,  которая  живёт  обычной  жизнью,  сходной  с  жизнью  обычной  семьи.  Главные  герои  Маша  и  Миша – ровесники  школьников  могут  быть  примерами  подражания во  всех  делах,  на  которых  стремятся походить  наши  дети, брат  и  сестра  не  оторваны  от  окружающей  нас  действительности.

   В  учебниках  «Окружающий  мир»  представлено  достаточно  материала  по  воспитанию бережного отношения к  родной  природе.  На уроках  мои  ученики  сами  составляют  правила  поведения  в  лесу,  на  реке,  в  поле,  и это  меня  очень  радует,  как учителя.  Простые  запреты  «не  рви»,  «не ломай»,  «не  разоряй»  не только  не  приводят  к  желаемым  результатам,  а  вызывают  противоположные    действия.  На  конкретных  примерах  из  учебника, рассказов  учителя, мои  учащиеся  видят,  к  чему  может  привести нерадивое  отношение  человека  к  природе.  На  сезонных  экскурсиях в парк  или  школьный, сад мы  вместе  с  учениками  знакомясь с  «подснежниками»,  когда-то растущими  в  изобилии, выясняем, что многих растений уже нет или  появляются  очень  редкие  экземпляры  растений  «подснежников». Мои  ученики  делают  выводы,  что если люди  по-прежнему  будут рвать растения ради  минутного  удовольствия, то могут  исчезнуть последние экземпляры  растений. …«Собранные  букеты  раннецветущих растений  быстро  вянут,  и их просто  выбрасывают» - из  сообщения,  представленного  одним учащимся  на  уроке.  Во  время  экскурсий  и наблюдений  я  обращаю  внимание  своих  учеников  на  сами  растения,  их красоту.  Мои питомцы  выясняют,  что жизнь  растений  в  большей  степени  зависит  от  человека,  поэтому  срывая  редкие  растения,  нарушается  Закон  об  охране  природы.

       Наблюдения  и  личный  опыт  способствуют  эстетическому  воспитанию   младших  школьников. Общение  ребёнка  с природой – это могучий  источник  развития  эмоций,  воображения,  фантазии.  Наблюдая  за  облаками,  дети  отмечают,  что облака  похожи  на  горы,  покрытые  снегами,  огромные  фигуры  животных,  драконов,  замки  проплывают  над  их  головами.  Общение  учащихся с  природой способствует  укреплению  здоровья.

         На  наши  уроки  «Окружающего  мира»  я  приглашаю  медицинских  работников школы,  которые  проводят  беседы,  показывают  детские  фильмы  о здоровом  образе  жизни,  об обязательном  соблюдении гигиены своего организма, собственного режима дня,  умения  оказать первую медицинскую помощь и т.д.

         Достоинством  УМК  является то, что в нём  есть  богатый  хрестоматийный  материал,  расширяющий  кругозор  обучающихся.  Интернет - адреса,  рассчитанные  на создание условий для использования компьютера в учебно-воспитательном процессе.

         Велика  роль родителей в  воспитании школьников – это  совместное  создание  кормушек, сбор осеннего  гербария и семян  для  подкормки  птиц.  Большую  помощь  оказывают  семьи  детей  в  организации  проведения  опытов,  наблюдениями за  объектами  в  домашних  условиях и их  фотографирование.

      Учебный  материал  построен  таким  образом, что даёт  возможность  ученикам  бывать  как в  роли  ведущего  занятия,  так и в роли ученика  учебной  группы.  Мои ученики  учатся отстаивать  собственное  мнение,  вести  дискуссию, быть  приятными  собеседниками.    Четвероклассники  активно  занимаются  проектной  деятельностью,  объектом  их  исследования  становятся  проблемы,  связанные со  здоровьесбережением,  охраной  окружающей  среды,  изучением  истории образования  родного города, региона. Работа  по программе УМК  «Перспективная начальная  школа»  формирует  и  развивает  универсальные  учебные  действия  школьников.

 

ПРОТОКОЛ УРОКА  «КАК ЖИВУТ  РАСТЕНИЯ  ЗИМОЙ»

«Окружающий  мир»,  1 класс;  авторы учебника: О. Н. Федотова и др.

Тема урока: «Как живут растения зимой – исследования»

Автор урока:  Черепанова  Ольга  Петровна, учитель начальных классов

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Томска»

Оборудование:  УМК  1-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов;

проросшие ветки  берёзы, ивы, тополя; лупы; персональные компьютеры «1 ученик – 1 компьютер».

Дидактические  задачи урока: повторение  материала: «Растения – часть живой природы», «Что общего у трав, кустарников и деревьев»,

«Жизнь  растений  осенью»;  изучение  новой  темы «Как живут  растения  зимой».

Цель урока: познакомить с условиями жизни растений  зимой.

Сверхзадача урока: - продолжение формирования  навыка  работы  с  учебником,  хрестоматией  по Окружающему миру, с персональным  «нетбуком».

Задачи  урока:  - расширить знания  обучающихся о жизни деревьев, кустарников в зимний период;

 - познакомить с особенностями жизни  травянистых  растений  зимой;

 - продолжить  формирование умения делать выводы из  собственных  наблюдений – рассматривание внутреннего строения почек;

 - формировать  навыки  работы  с персональными  компьютерами  «1 ученик – 1 компьютер».

Условные обозначения:  У – учитель,  Д – дети.

 

Ход урока

  1. Сообщение  темы  урока

У. Сегодня мы узнаем, что  происходит  зимой  в жизни  растений. Тема урока: «Как живут  растения  зимой».

2.   Актуализация знаний

У.  Откройте хрестоматию с. 40.  Прочитайте текст – наблюдения В. Бианки  «Лес зимой».

Обсуждение прочитанной статьи.

У.  Какое  явление наблюдается  в жизни  растений  осенью?

Д.  Листопад.  Деревья  зимой  отказываются  от воды.

У.  Что ещё происходит с деревьями поздней  осенью?

Д.  Деревья  погружаются в зимний  сон.

   3.   Работа  по  теме  рисунка

У.С неба звёзды падают,  лягут  на  поля.

    Пусть под ними скроется  чёрная  земля.

    Много-много звёздочек  тонких,  как стекло;

    Звёздочки холодные, а земле – тепло!

У.  Итак, растениям перезимовать помогают:

Д.   – Листопад – осенью;

     -  Глубокий  сон;

     -  Пористая, пробковая  ткань  деревьев  и кустарников;

     -  Пушистый  снег. 

У.   Из записей  в дневнике – наступило  20  января.  Маша  пошла  на  прогулку  в  парк и сорвала несколько веточек,  принесла

  их  домой и поставила в воду.  А Миша взял увеличительное  стекло  и стал разглядывать почки на веточках.

Давайте,  и мы изучим, что  находится  внутри  почек.

Д.  Сверху  почки  покрыты  клейкими  чешуйками,  они  плотно  склеены.

Д.  Когда  почку разрезали,  то увидели внутри зелёные  очень  мелкие  листочки,  похожие на бусинки.

У.  Что произошло с почками  через  две  недели  дома  в  воде?

Д.  Прошло  две  недели, вот и на  наших  веточках  появились  клейкие  зелёные  листочки.

У.  Что понадобилось  растению, чтобы появились первые листочки?

Д.  Тепло.  Свет.  Вода.

У.  А  на улице  могут  сейчас  распуститься  на  ветках деревьев  листики?

4.  Работа  по  теме  урока

У.  Вспомните,  когда  мы  ходили  на  экскурсию  в  школьный  парк,  что вы  увидели  на ветвях  деревьев?

Д.  Иней  защищает  деревья  от  мороза.

У.  Когда  мы  разрыли  ямку в снегу  до  земли, что  увидели?

Д.  Под  снегом  была  зелёная  трава.  Она  не  замёрзла.  Снег  укрыл  все  растения зимой  как  одеяло.

Вывод:   Значит,  растения зимой  не умирают,  они  засыпают  на  зиму.

У.  Вспомните,  какие  опыты мы проводили с  вами,  когда  проращивали семена  бобов и гороха?

Дети рассказывают,  как проращивали семена – замочили  в  тёплую  воду;  поставили  в  тёплое  место;  когда прорезались  ростки –

пророщенные  семена  посадили  в  землю и наблюдали,  как развивалось  растение.

Вывод:  Семена  растений  проснулись.  Мы  их  разбудили.

У.  Умирают ли растения зимой?

6. Динамическая пауза – физминутка

7. Практическая  часть

У. Предлагаю вам  нарисовать в «нетбуках» веточку  с  распустившимися листиками.

У.  Кто продиктует  алгоритм наших действий  при работе  с «нетбуком»?

Д.   – Открыли крышку;

       -  Нажимаем клавишу «Пуск»;

       -  Курсор  наводим на номер  компьютера;

       -  Подключаемся к компьютеру  учителя;

       -  Входим в графический  редактор  «ПЕЙНТ»;

       -  Начинаем  рисовать;

       -  После  окончания,  рисунок сохранить;

       -  Выйти  из графического  редактора «ПЕЙНТ»,  свой  рисунок  отправить  на  компьютер  учителя.

Итог урока

Просмотр  слайдов  рисунков,  выполненных  учащимися.

У.  Что мы с вами выяснили  в результате наших   исследований?

Д. Вывод:  Деревьям  помогают  перезимовать  листопад,  глубокий  сон, пушистый снег.

      Детям  предлагается загадать классу  загадки  оп теме:  «Деревья», приготовленные  дома.

Литература:

  1. Программа  «Перспективная начальная школа»,
  2. Тарабарина Т. И.,  Соколов Е. И., «И учёба, и игра»: природоведение.  Ярославль, Академия развития, 1997.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.  Окружающий мир.   Хрестоматия. 1 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  4. Цукерман Г.А. «Как младшие школьники  учатся  учиться».

 

 

     

01.01.2015 10:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!