СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Кто владеет информацией, тот владеет всем» Ли Якокка
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Элберт Хаббард.
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. (СЛАЙД 3) Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (2009 г.) впервые на государственном уровне умения учиться выделены как самостоятельный и важный компонент содержания образования. Так, в качестве одной из важнейших задач современной системы образования стандарты провозгласили «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.(СЛАЙД 4)
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.(СЛАЙД 5)
Понятие «универсальные учебные действия»(СЛАЙД 6)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умения общения, умения добывать необходимую информацию и правильно ее использовать, умения доказывать свою мысль и грамотно отстаивать свою точку зрения, включая организацию этого процесса.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? (функции УУД) (СЛАЙД 7) Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
(СЛАЙД 8) В новых федеральных стандартах универсальные учебные действия (УУД) сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
(СЛАЙД 9) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
(СЛАЙД 10-12) Система формирования личностных УУД на уроках информатики
Личностные УУД |
Методы и приемы формирования |
Результат сформированности ЛУУД |
---|---|---|
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. |
ü совместная учебная деятельность, учебное сотрудничество; ü технология оценивания учебных успехов (контрольно-оценочная самостоятельность учеников);
|
ü осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; ü развитие Я-концепции и самооценки: умение адекватно и осознанно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; ü воспитание толерантности; ü осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; ü осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; ü освоение новых видов деятельности. |
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
|
признания;
|
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
ü изучение правил поведения в компьютерном классе; ü дискуссия; |
ü умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; ü умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования; ü развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; ü формирование моральной самооценки; ü развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ü развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; ü развитие правдивости, честности, ответственности ; |
Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.
(СЛАЙД 13) С точки зрения А. Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:
(СЛАЙД 14-18) Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД |
Методы и приемы формирования |
Результат сформированности КУУД |
---|---|---|
общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
мозговой штурм; диспут; дискуссия; телеконференция; работа в парах; групповая работа. |
умение слушать и слышать друг друга; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия |
мозговой штурм; составление плана решения задачи в парах; ментальная карта; составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения. |
понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. |
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
составление плана решения задачи в парах; совместное составление алгоритмов; обсуждение и заполнение пропусков; чтение алгоритма и определение результатов его выполнения; кейс-метод. |
определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). |
работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) |
мозговой штурм; диспут; проект; поиск и исправление ошибок в парах; задание на сопоставление в парах; взаимоконтроль; ментальная карта. |
умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий. |
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. |
задания на сопоставление в парах; взаимный диктант; составление вопросов в группах; взаимоконтроль. |
уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. |
(СЛАЙД 19) Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможностьсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Электронные ресурсы:
4. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия
5. Как проектировать универсальные учебные действияв начальной школе: от действия к мысли: пособие дляучителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
6. Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики [Текст] / В. С. Жиркова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.
© 2015, Лямина Елена Сергеевна 2318