СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных и коммуникативных учебных действий на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Кто владеет информацией, тот владеет всем» Ли Якокка

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббард.

 

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.  (СЛАЙД 3) Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (2009 г.) впервые на государственном уровне умения учиться выделены как самостоятельный и важный компонент содержания образования. Так, в качестве одной из важнейших задач современной системы образования стандарты провозгласили «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.(СЛАЙД 4)

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.(СЛАЙД 5)

Понятие «универсальные учебные действия»(СЛАЙД 6)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умения общения, умения добывать необходимую информацию и правильно ее использовать, умения доказывать свою мысль и   грамотно отстаивать свою точку зрения, включая организацию этого процесса.

 

Итак, что же дают универсальные учебные действия? (функции УУД) (СЛАЙД 7) Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

(СЛАЙД 8) В новых федеральных стандартах универсальные учебные действия (УУД) сгруппированы в четыре основных блока: личностныерегулятивные; познавательныекоммуникативные.

(СЛАЙД 9) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

(СЛАЙД 10-12) Система формирования личностных УУД на уроках информатики

Личностные УУД

Методы и приемы формирования

Результат сформированности ЛУУД

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

ü  совместная учебная деятельность, учебное сотрудничество;

ü  технология оценивания учебных успехов (контрольно-оценочная самостоятельность учеников);

 

 

ü  осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

ü  развитие Я-концепции и самооценки: умение адекватно и осознанно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

ü  воспитание толерантности;

ü  осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

ü  осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

ü  освоение новых видов деятельности.

Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  • технология проблемного диалога;
  • вопросы «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;«Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…»;
  • использование обучающих программ;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  • формирования мотивов достижения и социального

признания;

  • развитие стремления к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

ü    изучение правил поведения в компьютерном классе;

ü    дискуссия;

ü  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

ü  умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования;

ü  развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

ü  формирование моральной самооценки;

ü  развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

ü   развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

ü  развитие правдивости, честности, ответственности ;

 

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

 

(СЛАЙД 13) С точки зрения А. Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:

 

(СЛАЙД 14-18) Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики

Коммуникативные УУД

Методы и приемы формирования

Результат сформированности КУУД

общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

мозговой штурм;

диспут;

дискуссия;

телеконференция;

работа в парах;

групповая работа.

умение слушать и слышать друг друга;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

мозговой штурм;

составление плана решения задачи в парах;

ментальная карта;

составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения.

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

составление плана решения задачи в парах;

совместное составление алгоритмов;

обсуждение и заполнение пропусков;

чтение алгоритма и определение результатов его выполнения;

кейс-метод.

определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

планирование общих способов работы;

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

мозговой штурм;

диспут;

проект;

поиск и исправление ошибок в парах;

задание на сопоставление в парах;

взаимоконтроль;

ментальная карта.

умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;

умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.

следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

задания на сопоставление в парах;

взаимный диктант;

составление вопросов в группах;

взаимоконтроль.

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

адекватное межличностное восприятие;

готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

 

 

(СЛАЙД 19) Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможностьсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Электронные ресурсы:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. Аглоткова Н.Н. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики как средства формирования универсальных учебных действийhttp://ito.infoznaika.ru/book/2012/ITO_Cheb_2012_1.pdf
  3. ВоровщиковС.Г.Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Интернет-журнал «Эйдос»http://eidos.ru/journal/2012/0829-05.htm

4.        Карабанова О.А. Универсальные учебные действия http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

5.        Как проектировать универсальные учебные действияв начальной школе: от действия к мысли: пособие дляучителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

6.        Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики [Текст] / В. С. Жиркова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.http://www.moluch.ru/archive/65/10822

 

 

Категория: Всем учителям
08.01.2015 19:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!