СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
« Формирование информационно-коммуникационнойкультуры педагога » - Ткачева Ольга Анатольевна,учитель начальных классовМАОУ лицей № 6 им. А.С. Пушкина г. Одинцово
Актуальность темы: Информатизация образования – это комплексный процесс, в котором участвуют родители и дети, педагоги и администрация образовательного учреждения. Современное образование, являющееся источником социального прогресса, фундаментом развития культуры, нацелено на расширение возможностей, предоставляемых молодежи, которой предстоит жить и трудиться в условиях инновационного, информационного общества. Данная работа определяет содержание и алгоритм действий по формированию информационно – коммуникационной культуры (далее ИКК) педагога в образовательном учреждении в рамках введения ФГОС начального общего образования на примере организации этого направления в МАОУ Одинцовском лицее № 6 им. А.С.Пушкина. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011- 2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61) выделяются главные направления решения научной и практической проблемы информатизации образования, которые предусматривают обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, изменение содержания, форм и методов обучения в связи с приходом в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание целостной электронной образовательной среды, как фактора повышения качества образования, организация подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в области использования информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время увеличилось влияние медиа - технологий на человека. Указанные технологии воздействуют на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Решить данную задачу учитель может в сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Поэтому и необходимо повышение ИКК - педагога, что позволит сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Владение информационно-компьютерными технологиями поможет педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития открытой образовательной системы. Информатизация школьного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании школьников. Значимость проекта «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога”, состоит в том, чтобы достичь информатизации педагога, родителей и обучающихся, а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Поэтому и возникла необходимость создания проекта “Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога”. Проблема. В условиях введения ФГОС НОО одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к его введению является задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения. Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ОУ, для создания единой информационной среды, формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов. Задачи проекта: 1. Создать комплексную интегрированную модель непрерывного формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов. 2. Внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения. 3. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение новыми способами развития личности ребенка. II. Информационная культура учителя как основа продвижения информационно-коммуникационных технологий в сферу Образования в условиях ФГОС Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ИКТ - информационные коммуникационные (компьютерные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. (Яковлев А.И., Вице-президент Международной инженерной академии, доктор технических наук, профессор). Внедренный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Данным положением установлены требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования, которые включают в себя: • к результатам освоения ФГОС; • структуре ФГОС; • к условиям реализации ФГОС, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Тем самым определены критерии общеобразовательной подготовки к которым относятся: личностные – включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, отражающие их индивидуально-личностной позиции, социальные компетенции, личностные качества; метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметные – это освоенный опыт деятельности по получению новых знаний, их преобразования и применения, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Практический опыт работы показал, что: во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Таким образом, для более качественного уровня преподавания необходимо уделять время самообразованию на курсах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов-предметников в рамках ФГОС. При этом отмечается необходимость формирования информационно- коммуникационной компетентности на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Значимость проекта состоит в том, чтобы сформировать необходимый и достаточный запас ИКК - педагога с целью повышения информатизации родителей, а так же улучшения качества преподавания и достижения максимального уровня обучаемости учащихся. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в общеобразовательном учебном заведении. Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагогов ИКТ, занятий с детьми с использованием ИКТ, через создание сайта МАОУ лицея № 6 им. А.С. Пушкина для родителей и общественности. Проект основан на концептуальных положениях. Ресурсное обеспечение проекта Нормативно-правовые:
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечным итогом всей многообразной ИКК - педагога являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции, поурочные разработки, планы-конспекты и др. Таким образом, педагог с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские педагогические «произведения» — системы, методики, технологии. Педагог обладает информационной культурой, если он: ? умеет организовать поиск образовательной информации на автономном компьютере и в сети Интернет; ? умеет работать с отобранной для учебного процесса информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся; ? знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные Министерством науки и образования пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по учебному предмету и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе; ? умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам; ? умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач; ? способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства. В результате анализа изложенного материала в основной части проекта мы понимаем о необходимости овладение целостной информационной культурой, информационным миром объяснений и понимания и это одна из задач подготовки современного специалиста образования. Информационная культура становится новым важным качеством профессиональной подготовки специалиста образования XXI века. При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть "слабым" звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития. Таким образом, перед школой стоят следующие основные задачи - улучшение материально-технической базы школы; создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий; использование информационных технологий посредством Интернета; методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения; внедрение информационных технологий в другие образовательные области. Ожидаемые результаты: 1. Повышение эффективности процесса обучения. 2. Активизация познавательной деятельности детей. 3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов. 4. Реализация личностно- профессионального роста педагогов. 5. Повышение педагогической культуры педагогов и родителей. В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, будет продолжена работа по привлечению узких специалистов (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие в ОУ консультационного центра по внедрению в образовательный процесс ИКТ для педагогов и родителей.
В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.
К предметным действиям следует отнести также действия, присущие главным образом только конкретному предмету (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.). Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению.
© 2015, Ткачева Ольга Анатольевна 1524