СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсального действия смыслового чтения у учащихся основной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня сложилась такая ситуация, что человек вряд ли сможет самостоятельно осваивать и накапливать информацию без специального его обучения определенным приемам работы с ней. Поэтому формирование действия смыслового чтения в общеобразовательных организациях становится одной из важнейших педагогических проблем.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее ФГОС ОО), особо подчеркивается важность обучения школьников смысловому чтению. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный или надпредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Формирование универсального действия смыслового чтения у школьников 5 – 6 классов должно быть направлено на развитие приемов понимания информации, содержащейся в тексте, идеи фрагмента текста или произведения в целом, замысла автора, оснований поступков героев, причинно-следственных явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение школьника в эмоциональный настрой текста, а также в его эстетическую составляющую.

Перечень действий смыслового чтения на уроках литературы

в 5 – 6 классах

Стратегии смыслового чтения

Характеристика действий

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

● определять тему текста;

● озаглавливать текст;

● составлять план текста;

● вычитывать из текста информацию, данную в явном виде;

● вычитывать из текста информацию, данную в скрытом виде

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

● находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос;

● определять авторскую позицию;

● определять главную мысль текста

Работа с тестом: оценка информации

● извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание

Основные типы чтения текстов.

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.

2. Поисковое / просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации – единицы информации и (или) конкретного факта.

3. Изучающее чтение, ориентированное на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.

4. Вдумчивое (рефлексивное, художественное) чтение, связанное с овладением совокупности умений – предвосхищать содержание текста по заголовку, понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения, анализировать изменения собственного эмоционального состояния при чтении.

С учетом сказанного, можно выразить модель формирования универсального действия смыслового чтения у учащихся 5 – 6 классов на уроках литературы. Главными ее элементами являются цели, содержание материала, формы, методы и приемы работы учителя и обучающихся, а также результаты предметной подготовки.

Категория: Русский язык
07.02.2019 11:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!