СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

“К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь”. В.А.Сухомлинский

Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» - говорили древние греки. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проектом.

Виды проектов в школе

1. Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Цели проектно-исследовательской деятельности

1. Научить самостоятельному достижению намеченной цели.

2. Научить предвидеть мини – проблемы на пути достижения цели.

3. Сформировать умение работать с информацией.

4. Сформировать навыки проведения исследований.

5. Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

6. Сформировать навыки делового общения и работы в группе.

В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.

Проектная деятельность и исследование на уроке и вне урока развивает в детях умение видеть проблему, формулировать гипотезу, работать с литературой, исследовать объект. Проект целесообразно применять и с той точки зрения, что он позволяет привлечь учащихся к изучению дополнительной литературы, поиске информации в книгах, справочниках, словарях, интернете и других источниках.

В процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усиливается положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.

Сегодня исследовательская деятельность играет также роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.

Исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе.

Использованная литература

  1. Алексеева В. Проекты и исследования. //Начальная школа. №5, 2008.
  2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. №10, 2006.
  3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  5. Сухаревская Е. Задачи проектной и исследовательской деятельности. // Начальная школа, №5, 2008.
  6. http://festival.1september.ru/articles/632471/
12.10.2018 23:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!