СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование лингвистического мировоззрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель русского языка и литературы, работая в двуязычном классе над формированием лингвистического мировоззрения, должен делать акцент не только на богатом наследии русского языка, но значительное внимание уделять самобытности родного языка. При этом необходимо реализовать следующие две задачи:1) с помощью исторического комментария проиллюстрировать особенности и закономерности отечественного языка; 2) сориентировать учащихся на естественную, свободную речь на родном языке в различных ситуациях общения.

Каково же практическое решение этих задач на уроках?

Начнем с истории языков.

Предложим учащимся сравнить иллюстрации, на которых изображены генеалогические деревья славянского и тюркского языков. В чем сходство, а в чем отличие этих языков? К какой группе относится русский язык, а к какой - хакасский? Для расширения лингвистического кругозора можно предложить такую ситуацию: «О чем не успел рассказать историк?». Материал для этой работы можно взять из «Энциклопедического словаря юного филолога». Ориентируя учащихся на самообразование целесообразно предложить следующее домашнее задание: «Узнайте, кем и когда были созданы русский и хакасские алфавиты»; «Найдите в словарях иностранных слов заимствования из тюркских языков, дайте их лексическое толкование».

Изучая лексику, предполагается работа со словарями. Ученики находят лексическое значение таких слов: балалайка, чатхан, кумыс, квас, кокошник, пого и др.

Выполняя такие задания, учащиеся овладевают навыками работы со словарями и расширяют свой лингвистический кругозор. Интересным окажется и такое домашнее задание: составьте двуязычный иллюстрированный словарь «Национальная одежда русских и хакасов» или «Традиционная кухня хакасов и славян» и т.п.

Формированию свободной речи на родном языке способствуют занятия по стилистике. Так при изучении художественного и официально-делового стилей среди учеников можно провести деловую игру «Срочно требуется переводчик». Класс делится на три группы. 1-ая группа составляет объявление на хакасском и русском языках. 2-ая разрабатывает текст трудового договора на двух языках. 3-я группа (переводчики) пишет заявление о приеме на работу на двух языках. Далее предлагается задание для всех групп - перевести на русский язык отрывки из рассказов И.Костякова (подборка учителя), обработать их художественно. Многие произведения этого замечательного хакасского писателя до сих пор не переведены на русский язык. Эта деловая игра выявляет значимость владения родным языком, открывает его самобытность и красоту художественного слова двух языков.

Таким образом, лингвистическое мировоззрение в условиях хакасско-русского двуязычия формируется при изучении каждого раздела школьного курса языкознания. При этом от учителя требуется хорошо подобранный лингвистический материал, четко продуманные задания, творческий подход к уроку. И только тогда, по словам Е.П.Кужаковой, «на таких уроках учащимся национальной школы будет прививаться чувство любви и уважения не только к русскому языку и русскому народу, но и к родному языку, к родному народу» (1,С.209).

Литература:

1.Кужакова Е.П. Реализация культуроведческого подхода в процессе обучения русскому языку.// Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы международной научной конференции 22-24 сент.2005г.; Абакан. / Отв. Ред.Т.Г.Боргоякова-Абакан: Из-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова,2005.

2.Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку// Русский язык в школе.-1993.-№5.-С.3-11.

3. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост.М.В.Панов.: Педагогика,1984.

10.01.2023 12:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!