СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее полно компетентностный подход сегодня разработан в школе А.В.Хуторского, доктора педагогических наук, который предложил следующую классификацию компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования (метапредметному, то есть надпредметному – общему для всех предметов);
  • общепредметные компетенции - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции;
  • частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций.

Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средствами уроков английского языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение (приложение 1).

Общекультурные компетенции

Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.

Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в англоязычных странах (приложение 2).

Более того, актуальность данного направления позволила мне обучиться на дистанционных курсах повышения квалификации по теме “Стратегии речевого поведения в англоязычной среде”. Результатом обучения стала зачётная работа: “План курса “Let Us Try To Be Polite!” (приложение 3).

Духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки, изучаемые на уроках английского языка (приложение 4).

Внеклассная работа по предмету также располагает широкими возможностями формирования у обучающихся общекультурной компетенции (приложение 5).

Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Реализация данной компетенции перекликается с технологиями развивающего обучения. Для успешной организации процесса развития – самореализации ребёнка, а значит, его потребностей – способностей: сенсорных, интеллектуальных, духовных – большие возможности даёт технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ). Автором данной технологии является К.Я. Вазина, профессор, зав. кафедрой Нижегородского института повышения квалификации работников профтехобразования (приложение 6).

Информационные компетенции

При помощи информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции (приложение 7).

Автор систематически использует ИКТ на уроках английского языка (приложение 8).

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.

14.11.2023 20:46


© 2023 61

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!