СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе-сочинение "Я- учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я - учитель.

Эссе

Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя.

Что же я такое, если не принимаю участия?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.

(Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери)

Вот уже двадцать третий год я работаю в системе образования.

Моя профессия – учитель. Это не просто профессия-это состояние души, образ мыслей, даже образ жизни. А начиналось все с обычной общеобразовательной школы № 120 города Волгограда Красноармейского района. С раннего детства мечтала стать учителем начальных классов.

« Проводила уроки» для своей семьи, игрушек. Старательно заполняла журнал успеваемости, делала за своих « учеников» письменные работы. В пятом классе за активное участие в жизни школы меня рекомендовали в районный пионерский штаб. В окружении старших педагогов -наставников, вожатых я поняла, что хочу не останавливаться на достигнутом, постоянно заниматься своим самообразованием, общаться с детьми,дарить им радость познания, доброту, любовь.

Моя школьная штабная жизнь -это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всё…И вот я учитель технологии МКОУ Горнобалыклейской СОШ. За плечами Дубовское педагогическое училище, преподавание в малокомплектной Горнобалыклейской начальной школе, учёба в университете. Я – преподаватель XXI века! Сегодня уверенно иду по пути в стране педагогического поиска, понимая, как много должна ещё сделать.

Конечно, главные жители этой страны – дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их разными, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. И верю: каждый ребёнок талантлив по- своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

Я поняла, что именно в профессии учителя я могу реализоваться как личность. Почему я выбралаэту профессию? Что удерживает меня в ней? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Ответ однозначен: это мое призвание.

Быть педагогом непросто. С одной стороны – это огромная ответственность, с другой – ощущение в себе «моря творческого потенциала».

Педагог, с моей точки зрения, это созидатель, творец. Только ему открыто главное сокровище – молодые сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко отмечал, что «воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению».

Учитель нового времени – это тот, кто может вести правильный диалог со своими учениками. С помощью наводящих вопросов самим на основе ранее полученных знаний выходить на интересующий их ответ. Мыслить дедуктивно присуще всем людям, на это и стоит опираться в современной педагогике. Каждый учитель должен быть исследователем и экспериментатором в своей области. Пусть то, что исследуется, давно уже всем известно и доказано, но если ученик смог сам найти ответ на поставленную им задачу, то это уже дорогого стоит.

На уроке должна присутствовать творческая коммуникация. Ребёнок и учитель должны чувствовать друг друга и понимать то, о чём говорит и имеет ввиду каждый из них. Больше следует применять на уроках творческих заданий и игр. С помощью ролевой игры или инкронизации, можно обыграть любой сюжет, любое даже историческое событие, что поможет детям более подробно понять ход событий или мотив принятия какого либо решения персонажем.

Я знаю, что одна из тенденций развития современного образования - это инновационность. Ёще вчера хорошим учителем считался тот, кто отлично знает свой предмет и любит детей. Сегодня обостряется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного учителя, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему в педагогической деятельности. Да, возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяюшей сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Современный учитель является важной составляющей процесса модернизации образования. Каждый учитель желает принять участие в преобразованиях, без которых уже невозможно себе представить современную школу. И учащиеся, и учителя вовлекаются в исследовательскую деятельность, формируют экспериментальные площадки и творческие лаборатории с выходом на готовый продукт. Современные школы ждут педагогов, способных изменяться в постоянно изменяющемся мире. Современный учитель видится человеком гармоничным, эрудированным, внимательным, творческим, с чувством юмора, владеющим приемами эффективного общения, умеющим выстроить доверительные отношения с учащимися. Кроме того он должен быть открыт для всего нового. Учитель профессионально компетентен, владеет современными образовательными технологиями, эффективно использует компьютерные коммуникации. Учитель раскрывает учащимся суть процесса обучения, формируемых умений, методов применяемых на уроке. Учитель должен создавать здоровьесберегающую образовательную среду. Важно научить учащегося выбирать и иметь достойную цель в жизни, знать, как ее достигнуть. А чтобы подобрать заветный ключик к каждому ученику, учитель должен быть добрым, отзывчивым, справедливым, трудолюбивым, стараться показать своим хорошим примером правильный выбор. Ведь для плодотворной работы учителю необходимо видеть результаты своего труда. А благодарные ученики не заставят себя ждать. Современный учитель – это человек, который постоянно находится в творческом поиске и воплощает новые идеи в жизнь, конечно, не без помощи своих учеников.

А все ли педагоги способны преобразовать современную школу? На мой взгляд, без учителя думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях невозможно говорить о модернизации школы и о новых проектах. Кто же такой современный учитель? Что же может заставить его заниматься инновациями? Я думаю, что ответ прост. Если учитель любит свою профессию, любит детей, если он готов чем-то жертвовать ради счастливого будущего нашего поколения, если его окружает благоприятная обстановка в творческом коллективе, то все новое для него – всего лишь еще один шаг на ступеньках знаний. И этот шаг он преодолеет вместе со своими учениками. Прекрасно и то, что сейчас учителя могут проявить себя и показать свое творчество, участвуя в профессиональных конкурсах, также огромные возможности развития дает общение через Интернет.

Современным школам просто необходимы педагоги, способные развиваться творчески, постоянно повышать свою квалификацию, изменяться в нашем непростом мире. Но давайте не будем забывать о личностных качествах учителя. Каждый человек, любящий свою работу, всегда найдет пути пополнения своих знаний, воплотит мечту в реальность, и особенно на это способен современный учитель. Ведь очень важно, кто будет обучать детей; с желанием работать или нет, будет ли он заинтересован в успехах своих учеников, своей школы, всей образовательной системы. И не надо забывать о том, что человек, находящийся в гармонии с самим собой, окружающим миром, способен на многие решительно хорошие поступки. А. де Сент-Экзюпери писал: «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком». Учитель должен всегда хотеть и уметь выслушать ребенка, постараться ему помочь. Он обязан владеть приемами эффективного общения и быть мастером слова. Современный учитель – это творческая личность, нацеленная на постоянный поиск новых задач и нестандартных решений. Он способен не только идти вперед, но и уметь зажечь «искорку» в учениках и вести их за собой, а возможно, стать «ступенькой» для их более высокого развития. Учитель может быть партнером с учеником. Его главное качество общения – это способность уважать мнение учащегося и возможность выстроить доверительные отношения с детьми. Учитель должен уметь тонко балансировать на грани «своего человека» и лидера. Нужно добиться того, чтобы ученики его уважали, а не боялись, чтобы любили, но не позволяли себе фамильярничать.

Современный учитель должен уметь разложить знания детей, которые они уже имеют, по полкам, и используя их, выходить на то, чего они ещё не знают. Учитель должен сам ориентироваться в современных технологиях и разумно применять их на уроке.

Системно-деятельностный подход – вот как должен строить свои уроки учитель. Не давать знания в готовом виде, а мотивировать детей самих правильно находить нужную им информацию. Учитель не должен быть просто рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих подопечных по дорогам знаний.

Современный учитель должен быть профессионально компетентным человеком, как минимум, а как максимум – быть всесторонне развитым, интересным и многогранны как преподавателем, так и человеком. Учитель - человек, который не может останавливаться на достигнутом. Он не только на высоком уровне должен знать предмет, но и понимать суть процесса обучения, владеть современными образовательными технологиями. Нужно не только уметь руководить научно-исследовательской работой учащихся, но и самому разрабатывать какую-либо актуальную научно-методическую проблему, участвовать в экспериментальной работе. Небывалое расширение информационной среды дает возможность получить практически любые сведения, остается отобрать нужное, усвоить, интерпретировать и использовать как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач. Учитель должен с легкостью владеть современными технологиями, в том числе и коммуникационными, и эффективно применять их на практике. Не менее важно научить учащегося выбирать и иметь достойную цель в жизни, знать, каким путем ее достигнуть. Современному учителю важно видеть выход своего труда, а это успехи и достижения его учеников. Удовлетворенность результатами своей работы – залог творческого успеха. А где могут проявить себя творческие учащиеся? Во всевозможных конкурсах, конференциях, олимпиадах. В современном образовании каждый ученик может найти именно то, что нравится ему, а помочь в этом – обязанность учителя.

Современный учитель также должен учитывать и тот факт, что в настоящее время высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблема формирования здорового образа жизни – одна из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы. А раз так, учитель должен создавать здоровьесберегающую образовательную среду, обладать валеологическими знаниями. Современный учитель должен применять такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы стимулировать школьников к самостоятельной работе, развивали бы их творческий потенциал, способствовали бы активному усвоению знаний в том, что такое здоровый образ жизни и почему он так важен для современного человека. Достучаться до сердца подростка - порой очень сложная и непростая задача для педагога, но учитель должен постараться сделать так, чтобы самый недоверчивый слушатель превратился во внимательного и отзывчивого собеседника.

«Счастье – это когда тебя понимают» - так говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Чуткий и понимающий учитель должен воспитать у ребенка способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, видеть другого человека, чувствовать и принимать близко к сердцу его радости и огорчения, пытаться помочь. И хочется сказать: « Учитель, будь внимателен к личности ребенка и его интересам. Помоги ему открыть свои таланты, открой перспективы для его будущего развития, дай возможность самоутвердиться. И в ответ ты получишь внимание и уважение». Мне очень нравятся слова Э. Фромма: «Любовь – это активная забота о жизни и росте того, что мы любим». Учитель не должен забывать их, ведь именно на любви и заботе строится фундамент нашей профессии. Работа наша очень непростая, и трудно найти для нас награды выше, чем верность и любовь учеников. Мне очень хочется, чтобы профессия учителя была и оставалась одной из самых уважаемых и почетных. На ум приходят слова из моей любимой песни : «И как бы там всё ни было, поверь, учитель в жизнь нам открывает дверь. И сеять в душу веру и добро – нам в этом очень повезло».

Нужно многое знать в педагогике, осваивать новые программы, самосовершенствоваться, изучать современные технологии. В таком разнообразии точек зрения, позиций, подходов необходимо выбрать важное для себя, определить собственную позицию.

И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующими словами: «Образование через всю жизнь».

Какова моя педагогическая миссия? Вечный вопрос педагога. Непросто ответить на него. Меняются времена, меняются и требования к выпускнику школы. Стало актуальным воспитание у учащихся готовности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению. Следовательно, мой долг состоит в том, чтобы помочь обучающимся разобраться в себе, найти себя. Михаил Светлов как-то заметил, что «учитель не тот, кто кого-то чему-то учит, а тот, кто помогает ему стать самим собой». Самое главное, на мой взгляд, не бояться видеть в ученике самостоятельную, уникальную личность. Я думаю, фактически необходимо отказаться от идеи «правильного человека» как цели воспитания и сменить ориентацию на поддержку неординарности, на ценность индивидуальных особенностей личности. Как же работать в современных условиях преподавателю в школе? На какие основные правила и принципы опираться? Принципы моей работы заключаются в следующем:

Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием.

Всех результатов добиваться своим трудом.

Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии.

Вести экспериментальную деятельность.

Принимать участие в исследовательских проектах своей школы, проектах образовательных учреждений Волгоградской области.

Принимать участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах.

Любое начатое дело доводить до конца.

По моему мнению современный учитель должен быть счастливым. Ведь, согласитес ь, несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. В состоянии счастья ученики действуют, творят,ощущают,что их любят и желают им добра.Ещё Сократ более двухтысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Я стараюсь частичку своего тепла дарить своим ученикам. Мой школьный учитель литературы часто повторяла нам такие слова:

Мир начинается с тебя-

Об этом помни.

В тебе живёт цветок добра-

Его не скомкай,

Взрасти его сквозь ложь обид

И слёз ненастья

И подари ему свою

Любовь и счастье.

И это чудо ты взрасти

На благо людям. Одаришь радостью сполна

Тех,кого любишь.

Всё, что сегодня приобрёл,

Возьмёшь ты завтра.

Мир начинается с тебя-

И это правда!

И часто до сих пор в сложных ситуациях я твержу себе: « Мир начинается с тебя…

Мой девиз: «Ум, сердце, душа, руки требуют труда. Труд есть сама жизнь». (К.Д.Ушинский)

Педагогическая позиция: Каждая личность уникальна, и к каждому ученику необходим свой подход: помочь ему увидеть свои возможности и развить их в себе. Не бывает плохих учеников, бывает неправильно выбранный подход к ним. Обучающийся должен быть увлечен, иначе не добиться успехов отдельно взятого ученика и коллектива в целом. Позиция педагога к учащемуся – это позиция друга, помощника, наставника.

Жизненная позиция: Никогда не останавливаться на достигнутом.

Профессиональное кредо: Делать то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где живешь.

Итак, воспитание, включая в себя обучение и образование, ведёт к развитию человека и, что не менее важно, – творческой личности. Моя педагогическая миссия - формировать такую личность, воспитывать таких творцов, которые бы не только овладевали накопленным опытом, но и обогащали его собственными идеями и достижениями. Завершить эссе хотелось бы словами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать».

08.09.2015 13:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!