СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

53 года. Много это или мало? Я задаю себе этот вопрос и не нахожу ответа. Анализируя прошедшие годы, пытаюсь понять: всё ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала, что планировала сделать. Как женщина я состоялась.

У меня трое детей и четверо внуков. Но для меня всегда в жизни большую роль играла моя профессия - учитель. Почти 30 лет жизни отдано школе.

Проработав столько лет в школе, я сделала вывод, что успешность обучения и высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечиваются в основном содержанием обучения, мастерством учителя. Мое учительское кредо

«Учитель живет пока учится». Многое, но не все зависит от этого. Успех зависит и от внутренних условий, от индивидуально-психологических особенностей ученика. Чтобы работать с детьми, необходимо быть незаурядной личностью, всесторонне подготовленным для того, чтобы определить, на что способен его ученик, а значит, и избежать ошибок в оценке его личностных качеств и помочь ученикам проявить свой талант. Нужно помнить слова К.Ушинского: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Но в малокомплектной сельской школе в последнее время появилась проблема – малая численность учащихся. А это значит – резко возрастает число прямых контактов учителя с каждым учеником. С одной стороны, кажется, легче решать проблемы индивидуализации процесса обучения, дифференцированного подхода к учащимся. Но с другой стороны, значительно усиливается психологическая нагрузка на каждого ученика. В течение урока он постоянно находится под пристальным вниманием учителя и должен многократно отвечать на его вопросы. Это в сочетании с однообразными методами и приемами обучения, применяемыми учителями разных предметов в течение каждого учебного дня, месяца, года, приводит к эмоциональным перегрузкам, повышает их утомляемость. В результате, также падает интерес к учебе и учебный труд представляется как тяжелая нудная работа. Имея своих детей, я очень хорошо понимаю, как трудно быть учеником. Каждый из нас, учителей, считает свой предмет главным, а раз главный, то и домашнее задание должно быть как можно больше. А это ведет к перегрузкам учащихся.

Я стала понимать, что наше стремление выполнить программу, провести все практические работы, повысить качество знаний учащихся, совсем не затрагивает тех, ради кого мы все это делаем. Значит надо что-то менять. Эти причины побуждают искать новые формы и методы учебной работы, позволяющие развивать осознанную мотивацию учащихся к процессу обучения.

Для себя я решила: у меня есть 45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать и применять полученные знания. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. И если слабый ученик отвечает на уроке. Если у него загораются глаза от похвалы. Для меня лучший показатель, что я всё делаю правильно.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

-вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

-совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

-широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;

-свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах.

На помощь мне, как учителю, пришли игры, занимательные опыты, нестандартные уроки, информационно-коммуникативные технологии, что позволило привлечь внимание учащихся, сделать уроки живыми, интересными.

Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. К сожалению, наш сегодняшний ученик, прежде всего исполнитель учителя. Как правило, именно учитель ставит цель урока, диктует план, стремясь как-то вовлечь учащихся в учебный процесс. Взрослея, учащиеся не хотят быть исполнителями чужой воли. Поэтому мы должны быть все время в движении, в поиске. Еще Каменский писал: «Все дети разные и надо дать возможность каждому развиться с собственной скоростью».

Необходимо так организовать обучение, чтобы не только учитывались индивидуальные особенности учащихся, но и учащиеся не воспринимали биологию как ненужную и невостребованную жизнью науку, а осознавали ее как часть всеобщей культуры, знание которой необходимо каждому образованному человеку. Исходя из этого, я стараюсь проводить уроки так, чтобы заинтересовать учащихся, провожу различные нестандартные уроки такие как: уроки-путешествия, уроки-соревнования, зачеты-конкурсы, ролевые игры, которые обязательно сопровождаются видео роликами, презентациями. Однако, провести каждый урок таким образом, практически невозможно. В связи с этим я стараюсь в каждый обычный урок ввести хоть какой-то элемент новизны.

Например, провожу викторины. Цель викторины, как и других видов игровых соревнований – закрепить и углубить знания учащихся по предмету. Вопросы викторины, в основном, построены на программном материале школьного курса, однако их содержание не повторяет то, что обсуждалось на уроках. Они составлены так, что знакомый материал предстает с новой, подчас неожиданной стороны, вызывая повышенный интерес к предмету. Включая несколько вопросов, выходящих за рамки программы, как я убедилась, обычно привлекают учащихся и заставляют их прорабатывать дополнительную литературу.

Подобный подход повышает познавательную активность учащихся и развивает интерес к предмету. Усвоение материала происходит осознанно.

Этой же цели служит применение игровых технолоий.Игра – хорошее средство для воспитания у учащихся чувства ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Я довольно часто провожу на уроке игры. Часто бывает так, что сильные учащиеся уже справились с заданием, а слабые на полпути. Тогда я предлагаю кроссворды, ребусы и учащиеся с удовольствием их отгадывают. У меня богатый раздаточный материал. Разноуровневые карточки позволяют осуществлять индивидуальный подход, дифференцированный подход – это тоже система. Все эти современные подходы хороши. С их помощью мы добиваемся активизации учащихся. Также использую на уроках межпредметные связи, они дают эмоциональный фон психологической разрядки и соприкосновения с атмосферой творчества.

Учитель должен идти в ногу со временем — использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Повышаю своё мастерство, обучаясь на курсах.

Любой путь бывает не прост, в моей работе так же много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогает постоянная работа по самосовершенствованию, способности и оптимизм. Учителю необходимо следить постоянно за своим внутренним душевным состоянием. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа — лучший способ наслаждаться жизнью», — утверждал И. Кант. И я ею наслаждаюсь, обладая великой силой — владеть сердцами своих учеников!

Учитель – это прежде всего личность, осуществляющая важнейшую социальную функцию – связь времен и преемственность поколений. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет воспитывать и учить. Вместе с тем, учитель отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Учителем, Наставником, педагогом.

Категория: Биология
03.02.2017 17:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!