СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках литературы (при написании сочинения) я говорю детям так: «Если вам трудно начать писать, то начните с определений». Сегодня, отвечая на вопрос «В чём же заключается моя педагогическая философия?», я последую этому совету. Прилагательное педагогический образовалось от существительного педагогика, что обозначает науку о воспитании и обучении. Философия – слово многозначное, нам нужно второе значение этого слова: методические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки. Значит, описать нужно свою жизнь, потому что из 50 лет 42 года связаны со школой. Я всегда буду благодарна моей первой учительнице Вязметиновой Галине Прокопьевне не только за умение читать, писать и считать, но и за то, что полученный уровень знаний позволил мне быть успешной и в основной школе. В старших классах моё воображение занимали два педагога: Бирюкова Людмила Трофимовна и Надуда Анна Генриховна. Одна – талантливый преподаватель, другая – не менее талантливый организатор. Обе преподавали русский язык и литературу. Наличие у меня литературных способностей определило дальнейший путь – Магнитогорский педагогический институт, филологический факультет. После педагогических практик поняла: трудно – но моё! «Если бы молодость знала…». Весь первый год работы почти после каждого урока плакала: «Они меня не понимают!» Но, к счастью, мне везло на талантливых и отзывчивых наставников. Иванова Мария Ивановна (завуч и учитель русского языка и литературы Владимировской восьмилетней школы) часто повторяла вчерашней выпускнице: «Объяснять надо проще». К концу года после многих бессонных ночей «самокопания» стал «прорисовываться» собственный стиль преподавания. А в педагогической копилке появилась первая аксиома: «Мало знать, надо уметь передать знания, суметь научить» Никогда не думала, что рождение собственных детей изменит меня как педагога. Но когда пришла после декретного отпуска в школу, то передо мною были уже не столько ученики, сколько дети. Чьи-то дети стали чуточку «моими» тоже. И я стала учиться слушать и понимать их, переступать через свои обиды: они же дети! – и амбиции: у них не только твоя литература. Так появилось понимание того, что даже хороший учитель без заинтересованного участия детей урока не проведёт. И моя педагогическая философия пополнилась ещё одним утверждением-принципом: «Без участия детей урока не будет. Не они для меня, а я – для них!» Изменялась программа по литературе (в сторону увеличения), изменялось количество часов, отведённых на изучение предмета (к сожалению, в сторону уменьшения). Чего только не старалась я «втиснуть» в 45 минут урока! За частностями терялось главное. Благодаря детям я поняла, как нужно строить урок: начинать нужно с проблемы, значимой для них сегодня. И говорить об этом эмоционально – ведь это чувства! – и показывать многогранность проблемы – ведь это жизнь! – и учить их думать, потому что литература – один из немногих предметов, формирующих нравственные устои человека. И это третий принцип моей педагогической философии. Моя педагогическая философия, как на трёх китах, покоится на этих принципах: • Мало знать, надо уметь передать знания, суметь научить • Без участия детей урока не будет. Не они для меня, а я – для них! • Начинать нужно с проблемы, значимой для них сегодня И эти принципы позволяют достигать мне неплохих результатов: например, средний балл за три последних ЕГЭ выше, чем по России и Челябинской области; мои ученики принимают участие и становятся лауреатами конкурсов, участвуют в олимпиадах и конференциях, выпускникам при обучении в вузах вполне достаточно школьных знаний для сдачи экзаменов. А ещё я считаю, что в педагогике один в поле не воин. Учителя – бойцы, мы воюем с ленью, равнодушием, подлостью, незнанием. И где как не у коллег можно найти поддержку и понимание. Да, в школе работают не Боги, А простые педагоги. Но сколько нужно им терпенья, И таланта, и уменья! Ангелы-хранители школы не вы ли? Я счастлива работать в таком коллективе!
Категория: Всем учителям
15.01.2015 10:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!