На уроках литературы (при написании сочинения) я говорю детям так: «Если вам трудно начать писать, то начните с определений». Сегодня, отвечая на вопрос «В чём же заключается моя педагогическая философия?», я последую этому совету.
Прилагательное педагогический образовалось от существительного педагогика, что обозначает науку о воспитании и обучении. Философия – слово многозначное, нам нужно второе значение этого слова: методические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки.
Значит, описать нужно свою жизнь, потому что из 50 лет 42 года связаны со школой.
Я всегда буду благодарна моей первой учительнице Вязметиновой Галине Прокопьевне не только за умение читать, писать и считать, но и за то, что полученный уровень знаний позволил мне быть успешной и в основной школе.
В старших классах моё воображение занимали два педагога: Бирюкова Людмила Трофимовна и Надуда Анна Генриховна. Одна – талантливый преподаватель, другая – не менее талантливый организатор. Обе преподавали русский язык и литературу. Наличие у меня литературных способностей определило дальнейший путь – Магнитогорский педагогический институт, филологический факультет.
После педагогических практик поняла: трудно – но моё! «Если бы молодость знала…».
Весь первый год работы почти после каждого урока плакала: «Они меня не понимают!» Но, к счастью, мне везло на талантливых и отзывчивых наставников. Иванова Мария Ивановна (завуч и учитель русского языка и литературы Владимировской восьмилетней школы) часто повторяла вчерашней выпускнице: «Объяснять надо проще». К концу года после многих бессонных ночей «самокопания» стал «прорисовываться» собственный стиль преподавания. А в педагогической копилке появилась первая аксиома: «Мало знать, надо уметь передать знания, суметь научить»
Никогда не думала, что рождение собственных детей изменит меня как педагога. Но когда пришла после декретного отпуска в школу, то передо мною были уже не столько ученики, сколько дети. Чьи-то дети стали чуточку «моими» тоже. И я стала учиться слушать и понимать их, переступать через свои обиды: они же дети! – и амбиции: у них не только твоя литература. Так появилось понимание того, что даже хороший учитель без заинтересованного участия детей урока не проведёт. И моя педагогическая философия пополнилась ещё одним утверждением-принципом: «Без участия детей урока не будет. Не они для меня, а я – для них!»
Изменялась программа по литературе (в сторону увеличения), изменялось количество часов, отведённых на изучение предмета (к сожалению, в сторону уменьшения). Чего только не старалась я «втиснуть» в 45 минут урока! За частностями терялось главное. Благодаря детям я поняла, как нужно строить урок: начинать нужно с проблемы, значимой для них сегодня. И говорить об этом эмоционально – ведь это чувства! – и показывать многогранность проблемы – ведь это жизнь! – и учить их думать, потому что литература – один из немногих предметов, формирующих нравственные устои человека. И это третий принцип моей педагогической философии.
Моя педагогическая философия, как на трёх китах, покоится на этих принципах:
• Мало знать, надо уметь передать знания, суметь научить
• Без участия детей урока не будет. Не они для меня, а я – для них!
• Начинать нужно с проблемы, значимой для них сегодня
И эти принципы позволяют достигать мне неплохих результатов: например, средний балл за три последних ЕГЭ выше, чем по России и Челябинской области; мои ученики принимают участие и становятся лауреатами конкурсов, участвуют в олимпиадах и конференциях, выпускникам при обучении в вузах вполне достаточно школьных знаний для сдачи экзаменов.
А ещё я считаю, что в педагогике один в поле не воин. Учителя – бойцы, мы воюем с ленью, равнодушием, подлостью, незнанием. И где как не у коллег можно найти поддержку и понимание.
Да, в школе работают не Боги,
А простые педагоги.
Но сколько нужно им терпенья,
И таланта, и уменья!
Ангелы-хранители школы не вы ли?
Я счастлива работать в таком коллективе!