СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Проектная деятельность в ДОУ»
Проектно – исследовательская деятельность «Помогите природе».
“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А. Плешаков
Тип проекта: исследовательский, среднесрочный.
Возраст: старшая группа детского сада (5-6 лет).
Проблема: загрязненность окружающей среды, влияние погодных условий на оставленный мусор природного и искусственного происхождения.
Цели проекта: продолжать формировать представление детей об окружающей среде, потребность в поддержании чистоты окружающей среды, заложить основы навыка поддержания чистоты в природе, в детском саду, дома.
Задачи проекта: способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, расширить и углубить знания дошкольников об окружающей среде, о ее загрязнении, воспитывать бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети, педагоги группы, родители.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Планируемый результат: повышение экологической культуры, осознание детьми необходимости поддержания чистоты в различных местах: природа, детский сад, дом.
Актуальность работы:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Актуальность: - сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка - экологическое воспитание детей и родителей.
Ожидаемые результаты: - посильное участие родителей в экологическом образовании детей - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.
3.Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, безопасность, художественное творчество, здоровье.
1. Подготовительный этап |
1неделя. 1. Беседа «Бережное отношение к природе». 2. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками. 3. Чтение – обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». 4. Проблема: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать? Как оставленный мусор вредит природе? Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения? |
2.Исследовательский этап |
2 неделя. 1.Закапывание разного вида мусора: бумага, стеклянная посуда, пластиковая посуда, кленовый лист, полиэтилен. 2.Беседа «Что произойдет с мусором?». Ответы детей: «Останется лежать», «Разделиться на кусочки», «Сгниет». 3.Наблюдение: искусственное создание природных условий разных времен года в рамках группы (лето-полив, повышение температуры; осень-полив, прохладное помещение; зима-снег; весна-появление талой воды, полив). |
3.Заключительный этап |
3 неделя. 1.Раскапывние мусора - наблюдение за результатом исследования.
2. Беседа: в результате исследовательской деятельности и наблюдений, пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения загрязнет природу, его недостаточно закапывать в землю, необходимо выбрасывать его в специально отведенные места. А мусор природного происхождения перерабатывается естественным путем. 3. Домашнее задание детям и родителям: узнать сроки разложения мусора природного и искусственного происхождения. 4. Выступление детей с домашним заданием 4 неделя. 1.Дидактическая игра «Можно – нельзя». 2.Чтение- обсуждение стихотворений «Наша планета», «Мусорная гора». |
Приложение 1
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)
Виды мусора |
Сроки разложения |
Пищевые отходы |
От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага |
От 1 месяца до 1 года |
Картонные коробки |
До 1 года |
Бумага |
2 года |
Доски деревянные |
До 10 лет |
Железная арматура |
До 10 лет |
Железные банки |
До 10 лет |
Старая обувь |
До 10 лет |
Обломки кирпича, бетона |
До 100 лет |
Аккумуляторы |
До 100 лет |
Фольга |
До 100 лет |
Жестяная банка |
До 90 лет |
Электрические батарейки |
До 100 лет |
Резиновые покрышки |
Более 100 лет |
Пластиковые бутылки |
Более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка |
200 лет |
Алюминиевые банки |
500 лет |
Стекло |
Более 1000 лет |
Дидактическая игра «Можно - нельзя»
- Ломать деревья и ветки? (нельзя)
- Сажать больше деревьев? (можно)
- Ходить и топтать на лугу цветы? (нельзя)
- Ходить только по тропинкам? (можно)
- Рвать большие букеты цветов? (нельзя)
- Любоваться ими? (можно)
- Оставлять мусор в лесу? (нельзя)
- Собрать мусор в яму и закопать? (мусор природного происхождения- можно, остальное нельзя)
- Разжигать костры в лесу? (нельзя)
- Беречь лес от пожара? (можно)
- Шуметь в лесу? (нельзя)
Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете – Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты. Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)
Литература:
1. Социально – личностное развитие дошкольников: программа планирования. Занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт.-сост. Л.А.Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Современные технологии обучения дошкольников / авт.сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12 декабрь / 2013.
4. Сборник «Интеграция деятельности по освоению детьми образовательных областей в ДОУ»./ Сергеева И.А., Павлова А.Ю.- г.Набережные Челны: МБУ «ИМЦ», 2013.
5. http://www.eco-lab.ru/srok.html
Отзыв на проектно-исследовательскую работу «Помогите природе»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Экспериментальная проектная деятельность дошкольников выступает как, самоценная форма работы в развитии экологической культуры человека. Способствует формированию основ личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Данный проект позволяет каждому ребёнку выделить себя из окружающей среды, развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему. В ходе деятельности, в рамках данного проекта, ярко прослеживается формирование основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря таким практико-ориентированным формам работы возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой; воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Содержание работы соответствует заданной теме и излагается в соответствии с поставленными целями и предполагаемыми результатами. Выдвинутые планируемые результаты грамотно и убедительно подтверждаются материалами работы.
Педагоги использовали такие методы, как анализ, сравнение, синтез, наблюдение. Материалы работы дают понять, что педагоги совместно с детьми предварительно изучили теорию по теме данного проекта, и проведя исследования, сделали собственные выводы.
Благодаря проектным исследованиям, дети повышают результаты по образовательной области «Познание», что можно проследить при анализе диагностических данных:
2011-2012 уч.год (конец года) |
2012-2013 уч.год (конец года) |
||
Выс. ур-нь |
44,4% |
Выс.ур-нь |
48% |
Сред.ур-нь |
33,3% |
Сред.ур-нь |
39 % |
Низ.ур-нь |
22,2% |
Низ.ур-нь |
13% |
Учитывая актуальную проблему экологического воспитания дошкольников данный проект вызывает интерес дальнейшего исследования.
© 2017, Соловьева Ксения Владимировна 1783