СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективное использование подвижных игр у детей среднего школьного возраста как одно из средств формирования здорового образа жизни»часть3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры на уроках в основном применяются для закрепления навыков, изучаемых на уроке, и развития скоростно-силовых качеств.

  1. Игры с бегом :

игра «Космонавты» способствует совершенствованию ориентировки в беге с изменением направления, умении сохранять равновесие после внезапной остановки. Способствует развитию стартовой скорости после выбегания с высокого старта, быстроты реакции, ловкости, сообразительности.

игра «Октябрята» также способствует совершенствованию навыков бега с изменением направления, развивает у детей умение анализировать ( учащиеся должны проанализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный момент для рывка ), также способствует развитию видения игроков на площадке, воспитывает смелость, решительность.

  1. Игры с элементами прыжков :

а) с элементами опорных прыжков:

игра «Чехарда потоком» проводится преимущественно для мальчиков, но при желании в ней могут принимать участие и девочки. Данная игра закрепляет и совершенствует навык выполнения опорного прыжка через козла, способствует преодолению чувства страха, растерянности, требует уверенности в своих действиях, сплочённости коллектива.

Разновидностью данной игры является игра «Парная чехарда». Эта игра ещё более направлена на развитие скоростных характеристик выполнения прыжка, силы толчка и дальность полёта, развивает силу, скорость, прыгучесть.

б) с элементами прыжков в длину:

игра «Прыжки по кочкам» формируют и закрепляют навык прыжков с места в длину. Силу толчка и длину полёта можно регулировать, изменяя расстояние между «кочками». Повышает скорость и качество выполнения прыжка, развивает способность корректировать приложенное усилие. Закрепляет умение сохранять равновесие после выполнения упражнения.

в) с элементами прыжков в высоту:

игра «Прыжковая карусель» формирует навык выполнения прыжка с 2-3 шагов разбега, а также умение ученика подобрать толчковую ногу. Эта игра напоминает бег с барьерами. Развивает координацию движений, выносливость, ловкость, прыгучесть.

В игре «Перепрыгнуть через палку» закрепляется умение сгруппироваться при преодолении препятствия способом «согнув ноги». Развивает гибкость, силу; воспитывает уверенность в своих силах.

г) с элементами метания:

в игре «Мишень на колёсах» закрепляется навык точного мотания ( мяч метается не на силу, главная задача попасть в мишень). Развивает координацию движений, глазомер.

А в игре «С отскоком от щита» точность сочетается с силой, но силовой характеристике придаётся большее значение, отрабатывается техника выполнения броска. Развивает силовые качества и меткость.

Подвижные игры на уроках спортивных игр:

«Охотники и утки»

Данную игру используют для обучения и формирования навыков передачи мяча в нападении, закрепления навыков ловли и способов передачи. Она помогает совершенствовать быстроту реакции, ориентировку, сообразительность, точность движений, развивать чувство коллективизма, умение правильно выбирать место в нападении и защите. Все эти качества в равной степени необходимы и важны для любой командной игры. Преимущественно применяется как подготовительная к баскетболу.

«Эстафеты сведением мяча»

Их используют для закрепления навыков ведения ( правой, левой рукой, попеременное ведение ), так и для непосредственной подготовке к игре. Развивает «чувство мяча», координацию движений, коллективизм, взаимопомощь. Существует множество вариантов с использованием гимнастических скамеек, кеглей, набивных мячей и так далее.

«Борьба за мяч»

В этой игре учащиеся усваивают технические и тактические приёмы баскетбола (гандбола). Развивается способность видеть и чувствовать партнёров и соперников на площадке, повышает выносливость, ловкость, воспитывает коллективизм, товарищество.

«Волейбол с надувными мячами»

В этой иге разучиваются, формируются и закрепляются первоначальные навыки игры в волейбол. Даются основные сведения о правилах игры, формируются понятия: передача, подача, приём. Развивает прыгучесть, ловкость, внимание; воспитывает интерес к играм.

Подвижные игры на уроках лыжной подготовки:

«Быстрый лыжник»

Данная игра помогает совершенствовать умение сохранять равновесие при скольжении на одной лыже, по ровной площадке. Способствует развитию быстроты, ловкости, повышает устойчивость детских организмов к простудным заболеваниям.

«Вызов номеров»

В этой подвижной игре реализуется несколько задач. Во-первых, закрепляется навык расчёта по порядку. Во-вторых, совершенствуется умение выполнять приставные шаги на лыжах. В-третьих, и это основная задача, формируется навык передвижения на лыжах скользящим шагом, техника его выполнения. Также эта игра направлена на развитие внимания, быстроты, координации движений, способствует закаливанию организма.

«Попади в ворота»

В данной игре дети совершенствуют навыки спуска с пологого склона в основной стойке, также закрепляется умение удерживать равновесие при спуске и правильного использования палок при этом. Воспитывает решительность, уверенность в своих действиях.

«Кто быстрее взойдёт на гору и построится»

Главной задачей этой игры является формирование навыка подъёма на склоне. В данной игре можно отрабатывать два вида подъёма на склон: если склон пологий, то дети преодолевают его скользящим шагом, а если склон более крутой, то удобней пройти его ступающим шагом. В этой игре совершенствуется и техника выполнения. Также в данной игре закрепляется навык построения в шеренгу на лыжах. Развивается сообразительность, ловкость, быстрота, координация движений. Воспитывается чувство коллективизма и товарищества.

Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движение и действие играющих. При правильном руководстве ими оказывают благотворное влияние на сердечно- сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благоприятное и оздоровительное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действие каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы организм детей постепенно к ним приспосабливался.

Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путём оптимальных нагрузок, а также такой организации игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции, нарушат нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.

Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействие участников, устраняют излишнее возбуждение. Чёткое объективное судейство, согласованно с правилами игры, вызывает у игроков положительные эмоции.

Подвижные игры при регулярном их применении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными.

Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время способствуют закаливанию детей.

Широкое использование подвижных игр способствуют снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности.

Подвижные игры могут быть активным отдыхом после длительной умственной деятельности. С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков, на площадке во время прогулки и т.д.

При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.

Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей в стационарах и санаториях. Этому способствует функциональный и эмоциональный подъём, возникающих у детей в процессе игры.

Игровая деятельность имеет важное значение в период активного формирования характера. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатываются смелость и воля к победе, сообразительность.

В педагогической практике существует две основные формы организации подвижных игр: урочная и неурочная.

Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентирование, содержание и объёма игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра.

Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевает большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав учеников может, манятся, а игры по содержанию и объёму игрового материала. Немалую роль в этом играет отношение ребёнка к системе подвижных игр, к умению определить и осознать ценность подвижных игр, суметь принять их должным образом в своей жизни, в различных видах своей деятельности с пониманием цели подготовить себя к труду, развить умственные и духовные силы, укреплять здоровье и закаливать организм.

Подвижная игра- это высшая ступень детского развития, человека этого периода (от детства до начала отрочества), ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение по его собственной необходимости и потребности, что выражается самим словом подвижных игр.

Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё.

Подвижные игры относятся к тем проявлением игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящей к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как большие группы участников, так и целые классы или спортивные акции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные подвижные игры обычно создаются, организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и их изменять. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости и что немаловажно, эти двигательные качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлениями движений, с преодолением расстояний в кротчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующих проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократным повторением напряжённых, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнения сверстников, как известно, оказывает большое внимание на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей. Таким образом, дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействие одного игрока другому, одной команды- другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнять его. Так подвижные игры способствуют самосознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявлять при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности.

Советские педагоги отмечают большое образовательное значение подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребёнок развивается в игре.

Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.

В руках советского педагога игры способствуют всестороннему развитию ребёнка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающих его среде.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того или другого вида спорта.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре.

В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его будет трудно исправлять.

Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях; в пионерлагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях.

Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно- тактильную и мышечно- двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного и школьников младших классов.

Большое образовательное значение имеет знакомство с учащимися с народными играми в нашей многонациональной стране. Они знакомят детей с национальной культурой, разных народов, с их обрядами и обычаями.

В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (водящего, счётчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры др.). Это способствует развитию у них организаторских навыков и знаний.

Соревнования по подвижным играм знакомят участников с правилами и организацией соревнований. Эти знания и навыки помогают детям самостоятельно проводить соревнования.

Образовательная сторона игры будет стоять на должной высоте, если педагог, воспитатель, пионервожатый будут обращать на это должное внимание.

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуются сразу чрезмерные мышечные напряжения, которые требуют задержки дыхания, вызывают быстрое утомление.

Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Приступая к проведению игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроение детей.

Если игра проводится после больших физических и умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приёмы, требующих больших напряжений.

Во время занятий следует чередовать интенсивные игры с малоподвижными.

Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре возрастает. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре.

Часто играющие дети переоценивают свои силы и не чувствуют наступающего переутомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо помнить о возрастных особенностях занимающихся, их подготовленности и состояние здоровья. Нагрузку младшим школьникам надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прерывать игру, хотя играющие не почувствовали потребности в отдыхе.

Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Существуют различные методические приёмы для изменения нагрузки. Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнение правил, назначения помощников, сокращать дистанцию для перебежек, уменьшать число повторений в игре и т.п. Можно увеличить подвижность участников игры, дополняя препятствия, увеличивая дистанцию перебежек, разделяя играющих на подгруппы для повышения их активности.

Нельзя допускать, чтобы водящие длительное время находились в движении без отдыха. Рекомендуется время от времени менять водящего, даже если ему не удалось «отыграться».

Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время. Лучше всего не удалять их из игры, записывать им штрафные очки.

Надо учитывать данные врачебного контроля и особое внимание обращать на ослабленных детей. Им необходима индивидуальная дозировка: уменьшение дистанции, облегчённые задания, сокращение времени пребывания в игре.

Продолжительность игры, проводимой на свежем воздухе, зависит также от состояния погоды. Вовремя занятий на воздухе увеличивается физиологическое воздействия движений на организм.

В зимних видах на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если участники одеты в лёгкие костюмы, игру надо проводить в хорошем темпе; если же играющие одеты в тёплые костюмы, интенсивность должна быть меньше.

Нагрузка в игре зависит от размера площадки игры; чем она больше, тем большую нагрузку получают участники.

Таким образом, дозировка определяется методикой и условием проведения игры.

Категория: Физкультура
28.09.2015 07:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!