Ключевая роль в духовно - нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Федеральный государственный стандарт
основного общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»).
Какие качества мы должны воспитать и развить в ученике, через какие формы работы это возможно, вы увидите из моей презентации.
- Патриотизм. На сегодняшний день, несомненно, это все мероприятия, связанные с 79-летием Победы:
- военно-спортивная игра «Зарница» с привлечением отцов, состоящих на военной службе;
- Смотр песни и строя среди учащихся 1-4 классов;
- Конкурс военной инсценированной песни (5-9 классы) с приглашенными представителями Совета ветеранов вашего поселения, ветеранов Вов, вдов ветеранов, тружеников тыла (с соответствующим поздравлением приглашенных);
- встречи с ветеранами войны, беседы с ними.
Не забываем и мероприятия, связанные с 80-летием района имени Лазо.
- Гражданственность –знание о правовом государстве, о законах и порядке:
- изучение правил дорожного движения (конкретно – маршрут ребенка из школы домой);
- акции различной тематики с привлечением силовых структур;
- различные конкурсы, игры
- Социальная солидарность, реализуемая в развитии и воспитании через свободу личности, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Остановимся на милосердии:
- помощь участникам войны, педагогам-ветеранам, пожилым людям;
- поздравление их с юбилейными датами;
- кстати, пожилые люди очень отзывчивы на любое проявление тепла и доброты и платят тем же, угощая детей чем-нибудь вкусненьким
- Человечество: мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Не забываем, что Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, и воплощаем эту мысль в своей работе. В качестве примера: вы знаете, что существует 13 видов классиков по всей России? В нашей школе ученики на перемене знакомятся со всеми видами
- Наука: ценность знания, стремление к истине, научная картина мира:
- участие в конференциях различного уровня и различной направленности (научно-практических, краеведческих, исследовательских работ и др.)
- Семья: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших:
- в рамках курса ВД «Традиции моей семьи» педагог работает с учащимися в этом направлении (строят дом из ключевых понятий; любовь», «тепло» и т.д.);
- проводят заочные экскурсии с акцентом на самое дорогое в доме для всей семьи (настенные тарелочки, детские игрушки разных поколений членов семьи и т.д.);
- изучают историю имени;
- воспитывая ключевые ценности, связанные с понятием «семья», можно организовать различные спортивные мероприятия (особенно хорошо, если найдется спонсор, как в нашем случае);
- акция «Спеши творить добро» стала в нашей школе уже традиционной, и отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья меняется.
- Труд и творчество: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость:
- в рамках курса ВД «Техническое моделирование и конструирование» совместно с курсом «Традиции моего дома» разрабатывались и изготавливались гербы семьи, представленные впоследствии на общешкольном родительском собрании и районном конкурсе;
- без сомнения, здесь необходимо организовать работу по профориентации учащихся с изучением потребностей и возможностей Дальневосточного региона, потому что развивать Дальний Восток будут люди, которые сейчас обучаются в школе. Помимо классных часов и экскурсий можно использовать ресурс летнего или межсезонного оздоровительного лагеря. Не забывайте, что у вас в активных помощниках родители учащихся.
- Традиционные российские религии: представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.
- Сильное эмоциональное воздействие оказывает на учащихся общение с представителями духовной семинарии. Они могут получить ответы на все интересующие их вопросы;
- Курс ВД «Школа вежливых наук» реализуется и через изучение традиционных религиозных праздников, обрядов. Занятие «Приметы весны в русском фольклоре» вышло далеко за пределы курса ВД. Во время проведения праздника Масленицы ребята организовали народные игры, рассказывали о правилах поведения на празднике. Совместно с кружком «Фантазия» испекли печенье «Кулички», обыграв все эти действия.
- участие в конкурсе «Красота Божьего мира» - не только развивает навыки ребенка-художника, но и дает представление о вере и духовности.
- Искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
- Участие в литературном квестинге «Писатели-фронтовики Хабаровского края»;
- победа в краевом конкурсе синквейнов в рамках читательского марафона «Портрет поколений нулевых в современной отечественной литературе»;
- это, без сомнения, участие в работе районной научно-практической конференции, фестивале «Новые имена» и т.д.
- Природа: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
- Вы знаете, в нашем районе есть уникальный ресурс – конеферма. Вы можете использовать этот ресурс и в экологическом воспитании учащихся, и в профориентации, и для психологической разгрузки;
- традиционный День тигра с выездом в Реабилитационный центр для животных в с.Кутузовка;
- заочные формы работы в воспитании экологического сознания – опять же участие в конкурсах различного уровня и разной формы проведения - написание исследовательской работы, создание и реализация проекта, фотографирование флоры и фауны и т.д.
Я попыталась показать вам разные формы работы урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников, используя возможности школьного и внешкольного пространства. Буду рада, если чем-то помогла вам, и закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского: «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»