СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников во внешкольной среде и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевая роль в духовно - нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.

Каковы же наши традиционные источники нравственности?

Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»).

Какие качества мы должны воспитать и развить в ученике, через какие формы работы это возможно, вы увидите из моей презентации.

  1. Патриотизм. На сегодняшний день, несомненно, это все мероприятия, связанные с 79-летием Победы:
  • военно-спортивная игра «Зарница» с привлечением отцов, состоящих на военной службе;
  • Смотр песни и строя среди учащихся 1-4 классов;
  • Конкурс военной инсценированной песни (5-9 классы) с приглашенными представителями Совета ветеранов вашего поселения, ветеранов Вов, вдов ветеранов, тружеников тыла (с соответствующим поздравлением приглашенных);
  • встречи с ветеранами войны, беседы с ними.

Не забываем и мероприятия, связанные с 80-летием района имени Лазо.

  1. Гражданственность –знание о правовом государстве, о законах и порядке:
  • изучение правил дорожного движения (конкретно – маршрут ребенка из школы домой);
  • акции различной тематики с привлечением силовых структур;
  • различные конкурсы, игры
  1. Социальная солидарность, реализуемая в развитии и воспитании через свободу личности, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Остановимся на милосердии:
  • помощь участникам войны, педагогам-ветеранам, пожилым людям;
  • поздравление их с юбилейными датами;
  • кстати, пожилые люди очень отзывчивы на любое проявление тепла и доброты и платят тем же, угощая детей чем-нибудь вкусненьким
  1. Человечество: мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Не забываем, что Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, и воплощаем эту мысль в своей работе. В качестве примера: вы знаете, что существует 13 видов классиков по всей России? В нашей школе ученики на перемене знакомятся со всеми видами
  2. Наука: ценность знания, стремление к истине, научная картина мира:
  • участие в конференциях различного уровня и различной направленности (научно-практических, краеведческих, исследовательских работ и др.)
  1. Семья: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших:
  • в рамках курса ВД «Традиции моей семьи» педагог работает с учащимися в этом направлении (строят дом из ключевых понятий; любовь», «тепло» и т.д.);
  • проводят заочные экскурсии с акцентом на самое дорогое в доме для всей семьи (настенные тарелочки, детские игрушки разных поколений членов семьи и т.д.);
  • изучают историю имени;
  • воспитывая ключевые ценности, связанные с понятием «семья», можно организовать различные спортивные мероприятия (особенно хорошо, если найдется спонсор, как в нашем случае);
  • акция «Спеши творить добро» стала в нашей школе уже традиционной, и отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья меняется.
  1. Труд и творчество: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость:
  • в рамках курса ВД «Техническое моделирование и конструирование» совместно с курсом «Традиции моего дома» разрабатывались и изготавливались гербы семьи, представленные впоследствии на общешкольном родительском собрании и районном конкурсе;
  • без сомнения, здесь необходимо организовать работу по профориентации учащихся с изучением потребностей и возможностей Дальневосточного региона, потому что развивать Дальний Восток будут люди, которые сейчас обучаются в школе. Помимо классных часов и экскурсий можно использовать ресурс летнего или межсезонного оздоровительного лагеря. Не забывайте, что у вас в активных помощниках родители учащихся.
  1. Традиционные российские религии: представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.
  • Сильное эмоциональное воздействие оказывает на учащихся общение с представителями духовной семинарии. Они могут получить ответы на все интересующие их вопросы;
  • Курс ВД «Школа вежливых наук» реализуется и через изучение традиционных религиозных праздников, обрядов. Занятие «Приметы весны в русском фольклоре» вышло далеко за пределы курса ВД. Во время проведения праздника Масленицы ребята организовали народные игры, рассказывали о правилах поведения на празднике. Совместно с кружком «Фантазия» испекли печенье «Кулички», обыграв все эти действия.
  • участие в конкурсе «Красота Божьего мира» - не только развивает навыки ребенка-художника, но и дает представление о вере и духовности.
  1. Искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
  • Участие в литературном квестинге «Писатели-фронтовики Хабаровского края»;
  • победа в краевом конкурсе синквейнов в рамках читательского марафона «Портрет поколений нулевых в современной отечественной литературе»;
  • это, без сомнения, участие в работе районной научно-практической конференции, фестивале «Новые имена» и т.д.
  1. Природа: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
  • Вы знаете, в нашем районе есть уникальный ресурс – конеферма. Вы можете использовать этот ресурс и в экологическом воспитании учащихся, и в профориентации, и для психологической разгрузки;
  • традиционный День тигра с выездом в Реабилитационный центр для животных в с.Кутузовка;
  • заочные формы работы в воспитании экологического сознания – опять же участие в конкурсах различного уровня и разной формы проведения - написание исследовательской работы, создание и реализация проекта, фотографирование флоры и фауны и т.д.

Я попыталась показать вам разные формы работы урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников, используя возможности школьного и внешкольного пространства. Буду рада, если чем-то помогла вам, и закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского: «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Категория: Завучу
10.04.2015 01:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!