СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Климашина Е.В.

(МБОУ Лицей №16 г. Димитровград)

Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников очень актуальны в современном мире. Утрачиваются ценностные ориентиры. Люди не знают историю семьи, рода, Родины, не знают традиций народа. Писатель и педагог И.А.Ильин писал: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его… Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная “образованность” вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а развал цивилизации»[3,178]. В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что Общеобразовательная школа должна стать одним из важнейших факторов, который будет способствовать социокультурной модернизации российского общества; именно в школе должна быть сосредоточена и интеллектуальная, и духовная, и культурная жизнь обучающегося. Школа - это социальный институт, через который проходят все граждане России. Она является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. В настоящее время в системе образования происходят изменения, направленные на поиск эффективных путей и средств развития духовно-нравственной культуры современного школьника.

Именно поэтому в нашей образовательной организации введена программа внеурочной деятельности «Истоки», целью которой является развитие нравственности и духовности учащихся.начиная с первого года обучения, их творческого саморазвития, присоединение ученика и его семьи к социокультурным ценностям и истокам, в результате чего формируется социокультурный «стержень» личности, основа для дальнейшего самоутверждения. Результаты освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования удовлетворяют современным требованиям и представлены в следующих личностных характеристиках выпускника: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Истоки» способствует формированию устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации. Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», которая является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.

В качестве задач выдвигаются:

-освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и общества, в котором живет и развивается ребенок;

-личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к православной и другим культурам;

-развитие мотивации к саморазвитию.

Программа курса «Истоки» изучается в начальной школе с 1 по 4 классы. Целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

В 1 классе целями курса являются: 1 - освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; 2 - развитие целостного восприятия; 3 - развитие способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть образ, любить Книгу.

2 класс вводит младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».

3 класс призван подвести учащихся к истокам духовности, морали, нравственности и этики. Акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

4 класс раскрывает мир отечественных традиций, сберегающих социокультурные ценности для новых поколений: Традиции Образа, Традиции слова, Традиции Дела, Традиции Праздника. Осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых социокультурных ценностей.

Развитие социокультурной основы личности происходит через восприятие, мышление, чувствование, желание, впечатление. В работе используются активные формы обучения. Одной из таких форм является ресурсный круг. Технология проведения ресурсного круга обеспечивает развитие единого контекста восприятия. Дети становятся в кружок. Например, при изучении темы «Река», учитель просит сказать предложение: первый раз предложение в визуальной модальности (что я вижу), второй – в аудиальной (что я слышу, можно даже закрыть глаза), третий – в кинестетике (что я чувствую). Затем все обобщается. Эта технология возможна при изучении множества тем.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. На внеурочных занятиях ребята знакомятся с творчеством местных авторов, с литературными и художественными произведениями известных детских писателей и художников своего региона и России. Воспитывая гордость за свою Родину, нужно говорить о ветеранах войны, о знаменитых спортсменах, о людях труда. Важными моментами образовательного процесса являются базовые социокультурные ценности: родители, родительская любовь, благодарность, школа, семья, мир, лад, согласие, родная земля, добро, честь, храбрость, любовь, милосердие, мудрость. Мы с ребятами изучаем такие понятия как: герб, щит, святыни страны, совесть, защитник, Победоносец, богатырь, добродетель, трудолюбие, терпение, взаимовыручка, сострадание и т.п.

На занятиях учащиеся знакомятся с историей и культурой Отечества: изучают быт Древней Руси, одежду, устройство жилищ. Внимание детей всегда привлекают ремёсла и занятия людей тех времён – плотничество, ткачество, земледелие, животноводство, кузнечное и гончарное дело. Дети сравнивают - какое место занимают подобные профессии в современном мире. Далее говорим о ценности труда для жизни, о домашнем труде, о профессиях семьи. Вывод делают ребята вполне самостоятельно: труд и трудолюбие - основа основ.

Прикасаясь к традициям предков, обязательно изучаем устное народное творчество: пословицы и поговорки, как тесно они вплетались в жизнь людей. А приметы – это основа жизни людей в старину. Когда сеять овёс или лён – подсказывали приметы – наблюдения и опыт людей многих поколений. Знакомство с традиционными праздниками, играми и потехами вызывает восторг.

Неоценимое значение имеют беседы о нравственных качествах человека, знакомство с морально-этическими нормами. Правильно подобранные произведения детских писателей сеют в душе ребенка зерна добродетелей. И, как результат, вскоре на страницах тетради каждого ученика появляется «Сад добродетелей» или «Корзина добрых качеств», где ребенок показывает те ценные качества, которые надо взращивать в своем маленьком сердечке. При изучении темы «Образ богатырей», рассматриваем репродукции картин, на которых изображены богатыри земли русской, читаем отрывки из былин. Этическое раскрытие данных тем способствует формированию у учеников представления о нравственном идеале через познание добродетельной жизни, деятельности и подвигов лучших людей Руси – России, заслуживших всеобщее уважение и оставивших память о себе в истории и культуре Отечества (былинные богатыри, Ярослав Мудрый, Александр Невский, маршал Георгий Жуков, Юрий Гагарин и т.п.). На занятиях учащиеся изучают символику малой родины, Ульяновской области и России. Педагог помогает учащимся осваивать работу с картой, находить на ней свой район и город. Заочное путешествие, а может и автобусная экскурсия по городу, познакомит с достопримечательностями города. Интересна для детей история флага страны, герба – святынь государства. История начинается с Древней Руси, какие в то время были знамёна и хоругви, как они менялись с течением времени. Изучив важность и необходимость этих символов государства и малой родины, ребята с удовольствием придумывают герб и флаг своей семьи, как малой составляющей своей родины и России в целом. И опять происходит единение семьи и Родины, той невидимой нити, которая связывает поколения в единый народ. Формированию интереса к духовно-нравственному развитию личности способствуют такие формы работы как тематические линейки и выставки книг, выставки творческих работ учащихся. На одном из занятий по теме «Книга» совершается заочная экскурсия в Музей книги в Москве. Знакомимся кратко с историей музея, с устройством и экспонатами. Учащиеся увидели, какие были первые книги, из какого материала они создавались, познакомились со скрипторием и решили издать свои книги. Организовав работу в группах, создали книжки-малышки на темы, близкие детям (домашние помощники, наши питомцы, любимые сказки и герои, и т.п.). А 14 марта, в день православной книги, провели выставку, на которой кроме рисунков и библиотечных книг, представили книги, сделанные своими руками. Неотъемлемым составляющим нашей жизни является культурно-художественное наследие страны. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина, А.А.Пластова и других русских художников заставляет вглядываться в истоки, учит детей видеть и ценить красоту, гордиться наследием и любить свое Отечество. Изучая курс «Истоки», постепенно происходит формирование личности ребёнка:

-воспитание гражданственности, патриотизма;

-воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде (экологическое воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В завершении хочется привести слова литературоведа и культуролога Юрия Михайловича Лотмана: «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества»[4]. Идея «Истоков» замечательная. Но очень трудно бороться со средствами массовой информации, с действительностью, которая окружает нас. Хочется надеяться, что такие занятия не пройдут мимо детских сердец, и в будущем из маленьких граждан вырастут достойные люди, патриоты своей страны.

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 23с.
  2. Гундорова О.П. Богатырство как нравственный идеал русского мира. //Начальная школа. - 2014. - №10. – с.50-56.
  3. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. М.: Воениздат, 1993. – 366с.
  4. Просто Библиоблог. Блог для библиотекарей, любящих свою профессию. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/2013/11/blog-post.html
09.09.2021 20:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!