СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Доноведение» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); авторской программы «Доноведение» Сухаревской Е.Ю. (Ростов – на – Дону: «Издательство Баро – Пресс» 2009); учебно-методического комплекта Сухаревской Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнниковой М.М., Добреля Е.Д., Зыбиной Е.А., Каклюгиной О.А., Козорезовой Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донс-кой край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: 1. Образовательные:
— пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях донс-кого края; — формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историкокультурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития донского края.
2. Развивающие:
— развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей; формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного - отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
3. Воспитательные:
— воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; — воспитание уважения к националь-ным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к мате-риальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа курса выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
• Я и окружающий мир; • Природа Донского края; • Человек и природа; • Жизнь на Дону;
• Яркие страницы истории земли Донской.
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. 2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты к проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. 3. История Донского края - часть истории Отечества.
Место курса «Доноведение»
Базисным учебным планом на 2014-2015 учебный год по курсу «Доноведение» отводится 35 часов. В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год, а также государственным праздником (23 февраля) содержание программы в 4 «Б» классе за счёт уплотнения материала по темам: «Экологические проблемы воздуха в родном крае» и «Экологические проблемы воды в родном крае» за 1 час вместо 2-х часов. На изучение курса «Доноведение» отводится: в 4 «А» классе 34 часа, в 4 «Б» классе отводится 33 часа, а 4 «В» классе 35 часов в год (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоот-ношениях с другими.
Планируемые результаты освоения курса «Доноведение»
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представление:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида);
- различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3- 4 названия каждого вида);
- приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
Учащиеся могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неиз-вестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
3. познавательным универсальным учебным действиям,
включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизне-деятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу Сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Название |
Количество часов |
1. |
Я и окружающий мир |
|
2. |
Яркие страницы истории земли Донской |
|
3. |
Человек и природа |
|
4. |
Жизнь на Дону |
|
Всего за год |
35 часов |
Материально-техническое обеспечение курса
Для учащихся
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
Для учителя
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятель-ности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Технические средства обучения (средства ИКТ):
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер.
Цифровые образовательные ресурсы
-Электронные приложения (презентации).
- Аудиозаписи
© 2015, Нидченко Елена Александровна 2752