СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обновление образовательного пространства методического объединения учителей истории и филологии
Методическое объединение истории и филологии в образовательном пространстве школы занимает одно из ключевых мест, так как гуманитарный блок образовательной системы формирует гражданина и разностороннюю личность.
За последние 3 года наше МО развивается стабильно и ежегодно обновляется:
Обновление содержания образования предполагает работу учителя по определенным образовательным программам. За последние 3 года учителя русского языка и литературы вынуждены были несколько раз переходить с одной программы на другую, осваивать новые учебники. Но такое обновление не всегда эффективно.
Например, нынешние 9-ки сначала обучались по учебнику Бунеева, а с 8 класса перешли на учебник Баранова, так как учебник Бунеева исключили из федерального перечня рекомендованных учебников. А нынешние 5-е классы обучаются по ФГОС по обновленному учебнику Баранова, который, по моему мнению, более удачный из всех выше перечисленных.
По предмету литература также произошло обновление учебника с этого года. Нынешние 5-ки обучаются по учебнику Коровиной, а не по традиционному учебнику Беленького.
По предмету история тоже существует ряд проблем, связанных с учебником. По итогам апробации новых учебников в школе комиссия РИО приняла решение рекомендовать линию учебников под редакцией академика А.В. Торкунова. Учебник «Просвещения» неоднократно критиковался. С методической точки зрения он лишь формально соответствуют тем принципам, которые заложены во ФГОСы нового поколения, и это может серьезно снизить их роль в решении проблемы модернизации исторического образования. Вообще, в последнее время всё чаще и чаще наблюдается печальная тенденция: программы и прочие важные документы для образовательной сферы принимаются абсолютно не теми, кто их должен будет реализовывать в классах и аудиториях.
Что касается элективных курсов, они также ежегодно обновляются. Основная цель элективного курса – развивать учащихся, способствовать формированию познавательного интереса. Но из-за недостатка часов по предметам гуманитарного цикла, которые вынесены на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, учителя-предметники вынуждены иногда на элективных курсах рассматривать вопросы по подготовке детей к экзаменам. Согласитесь, как можно за 1 час в неделю русского языка в 11 классе подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ? А в 9-х классах на сложнейший раздел языка – синтаксис – выделяется по программе всего 2 часа в неделю, да еще и 0,5 часа на элективный курс. (Отсюда следует еще один вопрос: когда учить и без того нечитающее поколение, которое занято только гаджетами?). Та же проблема складывается и с предметом обществознание, любимым предметом учащихся экзамена по выбору экзамена в ОГЭ.
С этого учебного года наши 9-ки апробируют устную часть экзамена по русскому языку. На мой взгляд, современный выпускник к нему еще не готов, так как грамотности устной речи должны целенаправленно обучаться с начальной школы, когда педагог поэтапно готовит их к устному экзамену из класса в класс.
В нашей школе учатся дети с ОВЗ. В МО филологии и истории работа с такими детьми ведется 4 учителями по адаптированным программам. Это дает возможность ученику освоить только основы знаний и в индивидуальной форме обучения получить образование. Но эти программы не предусматривают комплексное, разностороннее развитие ребенка, а ведь образовательный процесс предполагает не только сумму знаний и определенные навыки их применения, но и воспитание личности.
Применение образовательных технологий в образовательном пространстве нашей школы играет важную роль. Учителями нашего МО применяются следующие технологии:
Поиск и стремление применить новые технологии, к сожалению, зачастую наталкиваются у педагога на слабую мотивацию детей к образовательному процессу или на низкий интеллектуальный и познавательный уровень учащихся. Завышенные требования к учителям и некритическое отношение к своим обязанностям у родителей учеников тормозят образовательный процесс.
Обновление образовательного пространства немыслимо без воспитания. В этом направлении наше МО ежегодно принимает активное участие в конкурсах, олимпиадах и внеклассных мероприятиях как традиционных, так и новых (таблица).
Название мероприятия |
Результат |
Конкурс чтецов прозы «Живая классика» |
Участие, призовое место |
Конкурс «Письмо победы» |
Призовое место |
Конкурс «Как я участвовал в выборах» |
В процессе |
Проведение недели МО литературы и истории |
Участие |
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Учителя истории и литературы показали обширный перечень мероприятий: выставки творческих работ, литературную викторину, брейн-ринг, театрализованную композицию.
Таким образом, можно сделать вывод, что МО учителей истории и филологии развивается стабильно, активно участвует в обновлении образовательного пространства школы, сохраняя преемственность с системой работы прежнего руководителя МО Лебедевой О.Б., в то же время осваиваем новые тенденции в образовательном процессе.
© 2023, Осетрова Валентина Сергеевна 107