СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Обновление образовательного пространства методического объединения учителей истории и филологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление образовательного пространства методического объединения учителей истории и филологии

Методическое объединение истории и филологии в образовательном пространстве школы занимает одно из ключевых мест, так как гуманитарный блок образовательной системы формирует гражданина и разностороннюю личность.

За последние 3 года наше МО развивается стабильно и ежегодно обновляется:

  • содержание образования;
  • применение образовательных технологий;
  • инклюзивное образование.

Обновление содержания образования предполагает работу учителя по определенным образовательным программам. За последние 3 года учителя русского языка и литературы вынуждены были несколько раз переходить с одной программы на другую, осваивать новые учебники. Но такое обновление не всегда эффективно.

Например, нынешние 9-ки сначала обучались по учебнику Бунеева, а с 8 класса перешли на учебник Баранова, так как учебник Бунеева исключили из федерального перечня рекомендованных учебников. А нынешние 5-е классы обучаются по ФГОС по обновленному учебнику Баранова, который, по моему мнению, более удачный из всех выше перечисленных.

По предмету литература также произошло обновление учебника с этого года. Нынешние 5-ки обучаются по учебнику Коровиной, а не по традиционному учебнику Беленького.

По предмету история тоже существует ряд проблем, связанных с учебником. По итогам апробации новых учебников в школе комиссия РИО приняла решение рекомендовать линию учебников под редакцией академика А.В. Торкунова. Учебник «Просвещения» неоднократно критиковался. С методической точки зрения он лишь формально соответствуют тем принципам, которые заложены во ФГОСы нового поколения, и это может серьезно снизить их роль в решении проблемы модернизации исторического образования. Вообще, в последнее время всё чаще и чаще наблюдается печальная тенденция: программы и прочие важные документы для образовательной сферы принимаются абсолютно не теми, кто их должен будет реализовывать в классах и аудиториях.

Что касается элективных курсов, они также ежегодно обновляются. Основная цель элективного курса – развивать учащихся, способствовать формированию познавательного интереса. Но из-за недостатка часов по предметам гуманитарного цикла, которые вынесены на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, учителя-предметники вынуждены иногда на элективных курсах рассматривать вопросы по подготовке детей к экзаменам. Согласитесь, как можно за 1 час в неделю русского языка в 11 классе подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ? А в 9-х классах на сложнейший раздел языка – синтаксис – выделяется по программе всего 2 часа в неделю, да еще и 0,5 часа на элективный курс. (Отсюда следует еще один вопрос: когда учить и без того нечитающее поколение, которое занято только гаджетами?). Та же проблема складывается и с предметом обществознание, любимым предметом учащихся экзамена по выбору экзамена в ОГЭ.

С этого учебного года наши 9-ки апробируют устную часть экзамена по русскому языку. На мой взгляд, современный выпускник к нему еще не готов, так как грамотности устной речи должны целенаправленно обучаться с начальной школы, когда педагог поэтапно готовит их к устному экзамену из класса в класс.

В нашей школе учатся дети с ОВЗ. В МО филологии и истории работа с такими детьми ведется 4 учителями по адаптированным программам. Это дает возможность ученику освоить только основы знаний и в индивидуальной форме обучения получить образование. Но эти программы не предусматривают комплексное, разностороннее развитие ребенка, а ведь образовательный процесс предполагает не только сумму знаний и определенные навыки их применения, но и воспитание личности.

Применение образовательных технологий в образовательном пространстве нашей школы играет важную роль. Учителями нашего МО применяются следующие технологии:

  • технология проблемного обучения (Тихонова З.Ф.);
  • технология критического мышления и развивающего обучения (Годяцкая Т.Н.);
  • технология деятельностного метода (Кислая О.А., Ищук В.С.);
  • технология встречных усилий, коллективные формы обучения (Будлова В.С., Коломиец);
  • модульная, проектная технологии (Янковская О.В., Панченко М.Н.).

Поиск и стремление применить новые технологии, к сожалению, зачастую наталкиваются у педагога на слабую мотивацию детей к образовательному процессу или на низкий интеллектуальный и познавательный уровень учащихся. Завышенные требования к учителям и некритическое отношение к своим обязанностям у родителей учеников тормозят образовательный процесс.

Обновление образовательного пространства немыслимо без воспитания. В этом направлении наше МО ежегодно принимает активное участие в конкурсах, олимпиадах и внеклассных мероприятиях как традиционных, так и новых (таблица).

Название мероприятия

Результат

Конкурс чтецов прозы «Живая классика»

Участие, призовое место

Конкурс «Письмо победы»

Призовое место

Конкурс «Как я участвовал в выборах»

В процессе

Проведение недели МО литературы и истории

Участие

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Учителя истории и литературы показали обширный перечень мероприятий: выставки творческих работ, литературную викторину, брейн-ринг, театрализованную композицию.

Таким образом, можно сделать вывод, что МО учителей истории и филологии развивается стабильно, активно участвует в обновлении образовательного пространства школы, сохраняя преемственность с системой работы прежнего руководителя МО Лебедевой О.Б., в то же время осваиваем новые тенденции в образовательном процессе.

Категория: Всем учителям
29.06.2023 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!