СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Диагностика уровня воспитанности школьника среднего звена»
Цель: определение критериев воспитанности учащихся и методы оценки воспитанности учащихся класса.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Примерная методика изучения классного коллектива
1 этап.
Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников.
С учетом возраста учащихся выберите и проведите методики определения воспитанности, например:
1. «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни – это… Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто… Если бы я был волшебником, то я непременно…
2. «Что люблю – что ненавижу»: Написать десять ответов на два вопроса: Что я больше всего люблю? Что я больше всего ненавижу?
3. «Мои социальные роли». Ответить на 6 вопросов: ставится поочередно 6 раз один и тот же вопрос «Кто ты?» (испытуемый пишет сразу, не зная о последующем вопросе).
4. Ассоциативный тест
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа Учитель Человек Деньги |
Мы Труд Книга И т.д. |
5. «Ранжирование» (расстановка слов по порядку личной значимости)
Вежливый Ласковый Гуманный Сильный Умный Предприимчивый Деловой и т.д. (выход на идеал и самооценку) |
Искусство Лакомство Друзья Коллектив Семья Труд Родина Деньги и т.д. (выход на отношение к окружающему миру) |
Порядок выполнения:
2 этап.
1.Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.
Примерный вариант рабочей таблицы по методике ранжирования
Фамилия либо № анкеты |
Сила |
Красота |
Ум |
Чувство юмора |
Верность |
Доброта |
1. Иванов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Петров |
2 |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
3. Сидоров |
5 |
6 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Сумма баллов:
2.Аналогично обрабатываются все вышеперечисленные методики, содержащие перечисления качеств, отдельных параметров (по степени личной значимости).
3.Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:
Средний сумма баллов
рейтинг количество опрашиваемых
Постройте примерный ранг для коллектива в целом.
4. Посмотрите, о чем говорит данный порядок расположения качеств личности. Какие показатели приоритетны? Какие нет? Почему? Выявите причинно-следственные связи. Сделайте вывод.
Проанализируйте результаты других использованных Вами методик (хорошо проследить один и тот же показатель, допустим «школа», по нескольким методикам, тогда Вы получите более точные результаты вычислений).
5. Внимательно изучите карту воспитанности (частные показатели, по которым судят о примерном уровне воспитанности учащихся). Заполните таблицу на основе наблюдений и результатов отдельных методик.
Напомним характеристику 3-х уровней воспитанности школьников, предложенные Н.Е. Щурковой.
Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д.
Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.
Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.
Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности
Отношение к ценностям |
Уровень отношений |
||
Примитивно-поведенческий |
Эмоциональный |
Мотивированно-поведенческий |
|
К человеку |
Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии уч-ся |
Способны к сопереживанию Фамилии уч-ся |
Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии уч-ся |
К труду |
Выполняют трудовые обязанности Фамилии уч-ся |
Трудолюбивы Фамилии уч-ся |
Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии уч-ся |
К знаниям |
Выполняют учебные обязанности Фамилии уч-ся |
Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии уч-ся |
Самообразовательная работа Фамилии уч-ся |
К прекрасному |
Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии уч-ся |
Стремление к общению с прекрасным Фамилии уч-ся |
Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии уч-ся |
К себе |
Не позволяют себя обижать Фамилии уч-ся |
Оценивают свои достоинства Фамилии уч-ся |
Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии уч-ся |
К обществу |
Отсутствие правонарушения Фамилии уч-ся |
Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии уч-ся |
Общественно активны, инициативны Фамилии уч-ся |
Анализируя полученные данные, посмотрите:
- На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?
- Что является высшей ценностью в данном коллективе?
- Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?
© 2015, Кудусова Севие Селимовна 1491