СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для чего нам итоговое сочинение по литературе?
Первая среда декабря.Ужасный день для всех одиннадцатиклассников.
В этот день все они пишут итоговое сочинение по литературе, которое является допуском к ЕГЭ. В этом году это событие случилось 6 декабря.
Не будем сейчас рассуждать о тонкостях проверки сочинений и условиях получения зачета. Хочется просто поговорить на тему: а зачем оно вообще нам нужно? И нужно ли?
Итак, это сочинение по литературе как бы еще не только по литературе.
В своем собственном произведении автор - выпускник должен не только проиллюстрировать знание содержания произведений и понимание позиции автора, но и поразмышлять, пофилософствовать на заданную тему, сначала отвечая на поставленный вопрос, потом доказывая правильность своей точки зрения, приведя в доказательство произведения литературы.
Это так, общими словами.Что мы имеем на самом деле?
К 11 классу многие дети приходят без навыка пересказа чужого текста, без умения понимать автора, с отсутствием способности выстраивать логическую цепочку, совершенно без творческих способностей и - о ужас!- многие такие безграмотные, что кажется, что они закончили ликбез, а не проучились 11 лет в общеобразовательной школе.
А здесь их заставляют в 350 словах ( а можно и в 250) пофилософствовать, подобрать произведения по данной теме, на примере поступков героев сделать какие-то выводы, а еще - все это гармонично связать между собой.
Так зачем это все надо? Зачем мучить детей? И учителей!
На самом деле - цель прямо сверхблагородная у этой затеи. Все знают, что дети не читают, не любят классику, не любят сочинять.Да и вообще, все, что касается чтения - тут мы не впереди планеты всей, как это было раньше: звание самой читающей страны нам больше не принадлежит. Поэтому было решено ( вот кем?) вернуть традиционное сочинение, но в новой форме. И это обязательное сочинение в 11 классе должно заставить читать всех выпускников. Так предполагалось. Об этом мечталось и грезилось: вот сейчас дети КАК побегут за книжками, КАК начнут читать!
Ага.ждите.Читали и читают только те дети, у которых в семье любят читать.То есть ребенок должен видеть, как папа с мамой читают, как они любят читать.
На сегодняшний день нашим родителям некогда. По многочисленным, уважительным и неуважительным, важным и не очень причинам родители сегодня не читают, точнее, совсем не читают.
Поэтому наши ученики НИКОГДА не будут читать. Потому что дома это НЕ ПРИНЯТО. Потому что только мама с папой с ранних лет могут приучить ребенка читать, больше никто. Ну, в крайнем случае, еще дедушка с бабушкой.Ни один самый лучший и талантливый учитель не заставит ребенка проявить интерес к чтению, даже если на всех уроках всегда читать, читать, читать.
Нет, есть, конечно, единицы среди детей, кто сам по себе любит читать, кто пришел к этому самостоятельно, независимо от того, а любят ли папа с мамой читать.Но это, скорее всего, исключение.
И поэтому на итоговом сочинении этого года встретились мне вот такие "перлы":
"Доброта - это качество тела."
"Старик Болконский холодно и твердо относился к сыну. Еще тверже он относился к дочери".(Л.Н. Толстой"Война и мир")
"Маша хочет выйти замуж за богатенького паренька" (А.С.Пушкин."Капитанская дочка")
"Остановимся на месте Желткова" ( А.Куприн " Гранатовый браслет")
"У него появились другие интересы: азартные игры и заполнить себя жиром"( А.П. Чехов "Ионыч")
И самое " убийственное" :
"Дистанционный смотритель"( А.С.Пушкин " Станционный смотритель")
Это очень маленькая крупинка "перлов", которые выдают наши дети при написании итогового сочинения.
Ну что ж.Посмеемся.Сквозь слезы.
© 2023, Есина Наталья Викторовна 55