СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель: плюсы и минусы образовательных платформ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространение на территории Российской Федерации заболеваемости Covid-19, когда нельзя было проводить занятия в очной форме из-за локдауна, подтолкнуло к внедрению новых форм в образовании, одно из которых – дистанционное обучение с применением ИКТ.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем педагога-тьютора. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение.

Цель дистанционного обучения – предоставить обучаемым элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности образовательного процесса в современных условиях.

Особенность дистанционного обучения – это возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как освоение образовательных программ и получение консультаций от преподавателей осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости применения данного метода обучения также и вне локдауна говорят следующие факторы:

  • возможность организации работы с часто болеющими студентами;
  • проведение дополнительных занятий;
  • возможность внести разнообразие и гибкость в систему обучения;
  • обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у студентов самоорганизации и познавательной самостоятельности в обучении, рефлексии;
  • создание эффективного образовательного пространства, развивая у обучаемых критическое мышление и способность конструктивно решать актуальные задачи.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему образования:

  • обеспечение доступности образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • обеспечение доступности образования для тех, кто временно по каким-либо причинам не могут посещать образовательное учреждение;
  • возможность продолжения обучения при введении карантина (локдауна);
  • обеспечение возможности получения дополнительного образования по отдельным предметам с применением дистанционных технологий.

Кроме того введение дистанционного образования подтолкнуло многих преподавателей к освоению новых для них информационно-коммуникационных технологий, предоставило уникальные возможности по повышению своей квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, позволило участвовать в педагогических онлайн мероприятиях через различные методические объединения по обмену опытом работы со своими коллегами.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Основные формы дистанционного обучения: видеолекции, видеоконференции, чат, вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет.

В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:

  • система управления (этого может быть сайт образовательной организации);
  • обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
  • блог или сайт педагога, сетевые интерактивные ресурсы;
  • разработанный обучающий контент, платформа дистанционного обучения.

Весь процесс дистанционного обучения (ДО) от разработки электронных учебных курсов до аналитики и формирования отчетности базируется на программном обеспечении (ПО). Сегодня это ПО стремительно развивается. Дополнительным стимулом является то, что часть ПО – это Open Source: Freeware (свободно распространяемое, бесплатное) и Shareware (условно-бесплатное).

Каждое образовательное учреждение самостоятельно отдает предпочтение той системе, с помощью которой будет осуществляться процесс дистанционного обучения. В России завоевали популярность следующие образовательные платформы: Moodle, iSpring Online, Google Classroom. Zoom, OnLineTestPad, TeamLink, Edmodo, Ё-Стади и другие

По экспертным оценкам на первом месте с огромным отрывом лидирует система Moodle, являющаяся Open Source продуктом с открытым кодом, что позволяет ее настраивать в соответствии с потребностями образовательной организации, а также обеспечить полный цикл дистанционного образования.

Преимущества системы Moodle:

  • Бесплатное программное обеспечение
  • Широкий спектр поддерживаемых форматов: SCORM, AICC и IMS
  • Доступ с мобильного приложения Moodle Mobile
  • Встроенные редакторы для создания тестов, лекций, опросов
  • Адаптивный интерфейс
  • Система отчетности: выгрузка отчетов
  • Интеграция с другими системами: CRM, CMS
  • Возможность создания курсов и тренингов
  • Переведена более чем на 100 языков

Недостатки данной платформы:

  • Необходимость доработки и настройки интерфейсов системы
  • Дорогостоящие и энергозатратные программные дополнения для нормальной работы

iSpring Online – это система для организации дистанционного обучения. Она позволяет в краткие сроки реализовать принципы дистанционного обучения в образовательном учреждении, предоставляя возможности по регистрации, хранению и сбору информации в режиме Online. Кроме того, облако iSpring Cloud – это универсальное место для хранения созданного учебного материала. Система работает через интернет. Ее не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно создать аккаунт, загрузить материалы и назначить сотрудников. Управлять системой может один человек.

Преимущества системы iSpring Online:

  • Безлимитное хранилище. В систему можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.
  • Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.
  • Полный контроль за успеваемостью обучающихся. У iSpring Online есть мощный сервис аналитики и 23 типа отчетов. Вы всегда будете в курсе, как часто студенты заходят на портал, сколько времени тратят на обучение, сколько курсов прошли, какие ошибки в тестах допустили.
  • Быстрая техподдержка. Служба поддержки быстро ответит на ваше обращение по работе с платформой по телефону, в чате или почте.
  • Портал в вашем стиле. Вы можете оформить учебный портал по вашему усмотрению: изменить цвета, загрузить логотип и поменять URL-адрес.
  • Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании — писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.

Недостатки iSpring Online:

  • Это платная система. Стоимость обучения одного пользователя стоит 97 рублей в месяц;
  • Минимальное число пользователей - 50.

Бесплатная интерактивная платформа Google Classroom позволяет делиться опытом, повышать квалификацию и общаться с коллегами, студентами и преподавателями в виртуальных аудиториях. Платформа доступна для всех владельцев аккаунта Google. Здесь можно создавать курсы, выполнять задания, тесты.

Преимущества платформы Google Classroom:

  • Бесплатный доступ к инструментам Google
  • Простота работы в системе
  • Безопасность, отсутствие рекламы и защита данных учащихся
  • Интеграция с Google Drive, Google Диск, документами, календарем и Gmail
  • Автоматизация процесса: автоматическое распространение копий задания для каждого ученика
  • Удобство связи: комментирование в реальном времени
  • Возможность использования через мобильное приложение

Недостатки Google Classroom:

  • Отсутствие приложения для онлайн-встреч
  • Количество участников курсов не более 250, за один день к курсу могут присоединиться до 100 человек.

Тестов в Google Classroom нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы превращаются в тесты.

Можно попробовать OnLineTestPad – это самостоятельный интернет сервис для создания тестов. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. Особенности данного сервиса:

  • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);
  • гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);
  • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат.
  • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

Ё-Стади – еще один сервис для дистанционного обучения. Платформа подходит для тех, кто хочет проводить обучение в онлайн-формате. Организации используют Ё-Стади для обучения и тестирования сотрудников. Образовательные учреждения запускают онлайн-курсы в дополнение к традиционному формату обучения. Также платформа подходит для людей, которые хотят создать собственный курс.

В соответствии с постановлением Правительства № 2040 от декабря 2020г. Минпросветом и Минцфирой была разработана платформа «Сферум» как часть цифровой образовательной среды. Сферум представляет собой совершенно особенный формат образовательной платформы. Этот проект не может быть использован для коммерции – он предназначен строго для обучения. Это платформа, где регистрируются не отдельные пользователи, а все учреждение целиком. После подачи заявки на регистрацию, в базу данных вносятся все ученики и учителя, которые в последствии создадут свой аккаунт благодаря номеру телефона. Целью платформы не является вытеснение традиционного формата обучения, а лишь дополнение и улучшение того, что уже существует на данный момент.

Какие возможности предлагает пользователям Сферум? У данной платформы масса преимуществ:

  • Удобный формат проведения аудио- и видеоконференций
  • Можно проводить родительские собрания и совещания в удобное для всех время
  • Студенты могут сдавать домашнее задание в электронном формате
  • Создание электронного расписания
  • Ведение отчетности
  • Родители могут завести себе отдельные аккаунты, связываться с преподавателями и проверять успеваемость своих детей
  • Количество участников – до 50 за один раз.
  • Программа является полностью бесплатной и ее может скачать любой желающий. Единственное условие – первоначально необходимо направить заявку от имени директора учебного учреждения на регистрацию его в системе программы.
  • Для каждой группы педагог может создать отдельную страницу, где будет публиковать материалы, дополнительные статьи и изображения. Файлы, которые были загружены, хранятся в системе неограниченное время – лимитируется лишь размер файлов.

Данная платформа была запущена под руководством Министерства Просвещения и поддержке крупных предприятий, что свидетельствует о серьезности подхода к реформированию системы образования и надежности платформы.

Как выбрать подходящую систему для дистанционного образования?

При выборе платформы важно понимать, какие цели стоят перед организацией. Вторым критерием выбора платформы может стать ее доступность и простота в использовании. Третьим критерием может стать «нахождение» платформы: в отдельном приложении или же с круглосуточным доступом в сеть. Коробочные LMS более дорогие, но в то же время они лучше защищены и имеют расширенный функционал. Облачные технологии более легки в использовании, но имеют ограниченный функционал, и, тем не менее, они гораздо удобнее для проведения отдельных занятий.

Категория: Информатика
06.05.2022 11:11


© 2022 324

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!