СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика состояния управления процессом безопасной цифровой социализации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живём в динамично развивающемся мире, где непрерывно перед человечеством ставятся всё новые, на первый взгляд сложные задачи. Все изменения, в первую очередь, связаны с постоянно усовершенствующимися разнообразными цифровыми технологиями, которые присутствуют во всех сферах жизнедеятельности[1].

Развитие глобального процесса информатизации и цифровых технологий общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности, нового формата человека в обществе, новые формы обучения

Процесс социализации детей начальных классов всегда интересовал ученных, так как именно в этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка.

В современном обществе отмечается уникальность в обучении и воспитании детей, поскольку появляются новые формы приобретения знаний и навыков, которые заменяют традиционные, таким образом, уместно говорить о цифровой социализации.

Цифровая социализация – процесс усвоения индивидом из информационного пространства образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, а также процесс коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, психологические и технические аспекты использования современных электронных устройств.

Приобщение ребенка к цифровизации начинается с самого раннего детства. Детство детей строится уже на активном использовании различных цифровых технологий: просмотр мультфильмов и детских программ, знакомство с мобильными телефонами, планшетами, игровыми приставками.

Один из возможных путей разрешения проблемы цифровой и информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей [3].

С целью совершенствования процесса управления безопасной цифровой социализацией младших школьников нами было проведено исследование. Оно включало следующие основные этапы: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе были выделены критерии и показатели, характеризующие эффективность процесса управления цифровой социализацией младших школьников. В качестве критериев нами на основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие:

1. Работа психологической службы по выявлению угроз в цифровом пространстве обучающихся;

2. Активность использования в образовательных и воспитательных целях цифровых технологий;

3. Характер взаимодействия социально-психологической службы школы по предупреждению компьютерной и интернет-зависимости

4. Уровень информационной культуры младших школьников.

На основе полученных данных и выявленных недостатков необходимо скорректировать управление процессом безопасной цифровой социализации по следующим аспектам:

  1. Разгрузить психологическую службу школы - классным руководителям устранить недочеты во взаимодействии с родителями, по выявлению угроз в работе с цифровыми технологиями
  2. Разработать мероприятия, в которых будут задействованы также обучающиеся начальной школы.
  3. Донести до организаторов значимость данной проблемы, рассказать о рисках и положительных моментах.
  4. Повышать знания обучающихся в информационном пространстве.

Кроме того, на основании данных полученных в результате исследования, мы выявили какие угрозы может содержать в себе цифровая среда, а в частности сеть интернет, так как младший школьник уже является активным пользователем сетью.

По результатам констатирующего этапа нами была разработана программа совершенствования управления процессом безопасной цифровой социализации младших школьников, которая была направлено на:

- минимизацию негативных воздействий средств массовой коммуникации: ухода от рекреативной роли, досугового времяпрепровождения. Акцент на активное и систематическое использование Интернета в образовательных и воспитательных целях;

- взаимодействие социально-психологической службы школы, педагогов и родителей по предупреждению компьютерной и Интернет-зависимости. Цифровые технологии, используемые младшим школьником, должны контролироваться родителями и педагогом, чтобы не было проблем этических, со здоровьем и в общении;

- постоянный и периодический мониторинг цифровой социализации младших школьников.

Для формирования цифровой безопасности были подобраны игры для младших школьников: «Вирусы», «Три лица», «Сеть». Чтобы обучающимся начальной школы было проще запомнить правила безопасного использования интернета, им было предложено выучить их в стихах.

С целью выявления динамики состояния процесса управления безопасной цифровой социализацией младших школьников нами было проведено повторное исследование, оно входило в состав контрольного этапа.

На данном этапе были выделены те же критерии и показатели, как и на констатирующем этапе, характеризующие эффективность процесса управления цифровой социализацией младших школьников. В качестве критериев нами на основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие:

1. Работа психологической службы по выявлению угроз в цифровом пространстве обучающихся;

2. Активность использования в образовательных и воспитательных целях цифровых технологий;

3. Характер взаимодействия социально-психологической службы школы по предупреждению компьютерной и интернет-зависимости

4. Уровень информационной культуры младших школьников.

Исследование было проведено на базе МАОУ «Школа № 187» г. Нижний Новгород. В исследование приняли участие 25 человек 2 класса.

Первые три критерия были нами изучены посредством наблюдения и опроса педагогов МАОУ «Школа № 187» г. Нижний Новгород.

1. Характер мониторинга цифровой социализации младших школьников (постоянный, периодический, ситуативный).

Постоянный мониторинг социализации также в школе проводит педагог-психолог. Проводятся опросы среди родителей, учителей и самих детей по поводу того, с какой целью дети используют компьютер, Интернет, какие сайты посещают, с кем общаются, сколько времени проводят за компьютером. Полученная информация обрабатывается и по ней составляются рекомендации, для предупреждения последствий отрицательного влияния Интернета, которые обсуждаются совместно с детьми. Нами было отмечено, что на уроках стали больше применяться упражнения для психологической разгрузки младших школьников и даже предлагаются классными руководителями родителям некоторые упражнения, при выполнении домашнего задания.

2. Использование Интернета в образовательных и воспитательных целях (активное, периодическое, ситуативное).

Во время наблюдений за образовательным процессом, мы пришли к выводу, что учителя в начальных классах стали более активно использовать на уроках и внеурочной деятельности цифровые технологии:

  • Выводят на интерактивные доски презентации и видеоролики, которые служат средством наглядности для младших школьников;
  • Во время выполнения групповых проектов, обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск информации в интернете, под руководством учителя;
  • Используются на уроках экскурсии в виртуальные музеи, интересные образовательный онлайн игры (например, при актуализации знаний в начале урока), толковый словарь, при встрече с новым словом. Всё это наглядно показывает младшим школьникам о возможностях интернета.

Одним из минусов всё равно осталось использование компьютера только учителем, где младший школьник является только наблюдателем. Это говорит о том, что обучающиеся получают только теоритические знания в школе о компьютере и интернете, о том, как правильно использовать, но это ни как не подкрепляется практикой.

3. Характер взаимодействия социально-психологической службы школы по предупреждению компьютерной и интернет-зависимости.

Когда учитель наблюдает один из аспектов компьютерной зависимости, то подключают работу психолога. Работа психолога в начальной школе, заключается в ранней диагностике на наличие признаком компьютерной зависимости; профилактика и коррекция страхов и тревог.

Мы проанализировали и выявили, что чтобы устранить зависимость, её необходимо чем-то заменить, например, ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, посещение новых кружков.

С целью изучения уровня информационной культуры младших школьников был использован комплекс методов, в частности учащимся предлагалось:

  1. Пройти анкетирование, которое позволяло нам выявить такие аспекты, как:
  • Наличие компьютера дома;
  • Предпочтительнее компьютер или телефон;
  • Пользовательская интернет-активность;
  • Зарегистрирован ли в социальных сетях;
  • Какая социальная сеть предпочтительнее;
  • Сколько времени в день проводит ребенок за телефоном/ компьютером;
  • Что привлекает в социальных сетях;
  • Важность интернета в жизни;
  • Цель использования интернета и других цифровых устройств;
  • Ограничивают ли родители в использовании цифровых устройств;
  • Нравятся ли уроки и мероприятия с использованием компьютерных технологий.
  1. Пройти онлайн тест (https://onlinetestpad.com/ru/test/676635-cifrovaya-bezopasnost ), который нам позволял определить знания младших школьников о цифровой безопасности
  2. Пройти блиц опрос с психологом «Я и моя информационная безопасность», позволяющее определить умения младших школьников вести себя в интернет пространстве.

Анкетирование проводилось с помощью раздаточного материала, где ученики отвечали на поставленные вопросы.

  • пользовательская интернет-активность среди обучающихся начальной школы выросла, так как при первичной диагностике компьютер был у 80% детей и в социальных сетях было зарегистрировано 72% обучающихся. При повторной же диагностике компьютер дома есть у всех учеников, а зарегистрированы в социальных сетях 88%, то есть только 3 ребенка нигде не зарегистрированы.
  • Выросли показатели предпочтения компьютера (с 12% до 40%), но всё равно лидирует телефон (60%).
  • Посещение такой социальной сети как Like перестало быть интересным, обучающиеся больше интересуются TikTok (56%) и You tube (44%).
  • Уменьшилось время проведения детей в интернете. При первичной диагностике ежедневно большинство обучающихся проводили в Интернете минимум один час и больше (60%), при повторной диагностике от 15 минут до часа (60%), а больше часа 36%. Это может быть связано с тем, что вырос контроль родителей в использовании цифровых устройств (с 60% до 76%).
  • При первичной диагностике большое количество школьников использовали Интернет только как средство развлечения (80%), при повторной же только 52% учеников. Почти половина обучающихся стали использовать Интернет для учебы или чтобы узнать что-то новое.
  • Абсолютно всем ученикам нравятся уроки и мероприятия, где используются цифровые технологии.

В результате контрольного проведения тестирования и блиц-опроса с психологом, мы выявили, что у младших школьников сформировалось больше знаний о безопасном использовании сети Интернет. Многие обучающиеся могут с уверенностью сказать, почему опасно размещать личные данные, почему пароль должен быть сложным. Но многим всё равно сложно регулировать своё поведение, когда они сталкиваются с грубостью в Интернете. Большинство обучающихся всё также, хотят решать проблемы самостоятельно, а не обращаются за помощью к взрослым.

Таким образом, современные младшие школьники уже являются активными интернет-пользователями. Но из личных наблюдений за классом, можно сделать вывод, что Интернет занимает не самое важное место в жизни учеников. Так на вопрос:«Из каких источников ты получаешь большую часть информации?» - от учителя и родителей; в свободное время предпочитают прогулку и общение с друзьями. Повысились показатели использования Интернета не только в качестве развлечений, но и для получения новых знаний, в том числе и учёбе. Но дети всё равно могут подвергаться посещению потенциально опасных сайтов, причем в большинстве случаев это происходит без контроля родителей. Так как, те социальные сети, которые интересны детям, могут содержать неконтролируемый контент и нести за собой отрицательное влияние на детей. Именно поэтому и стоит обеспечить безопасную цифровую социализацию младших школьников.

Список литературы

1. Колин К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества / К.К. Колин // Информационные технологии. - 2015.

2. Кузьминов Н.Н.,Стрельцова А.А. Цифровые технологии: современное средство социального взросления детей младшего школьного возраста // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». – 2019. – 237 с.

3. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника / автореферат диссертация.- Иркутск. – 2008. – 21 с.

4. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с

5. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.– М.:ТЦ Сфера, 1997. – 528 с.

14.12.2023 06:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!