СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Жилина Людмила Яковлевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова»
E-mail: [email protected]
Пирожкова Ирина Владимировна,
воспитатель санаторной школы-интерната № 18 г. Таганрога
Деятельность воспитателя санаторной школы-интерната по формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни
Аннотация: Авторы статьи отмечают усиление негативных тенденций в современном российском обществе: рост насилия, увеличение числа неблагополучных семей, детская и подростковая преступность, значительное ухудшение здоровья детей. Обосновывается значение и описывается опыт работы воспитателя санаторной школы-интерната по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни.
Ключевые слова: санаторная школа-интернат, здоровьесберегающая образовательная среда, здоровый образ жизни, дезадаптация, социализация.
Социально-экономические реконструкции современного российского общества привели не только к демократизации общества, но и к усилению негативных проявлений, связанных с ростом насилия, увеличением числа неблагополучных семей, детской и подростковой преступностью, значительным ухудшением здоровья детей. Ежегодно около 200 тысяч детей и подростков пополняют ряды воспитанников школ-интернатов санаторного типа. Совокупность переживаемых ими соматических, психологических и социальных проблем отрицательно сказывается на процессе их адаптации к условиям школы-интерната, последующей жизни в социуме. Процессы социальной адаптации, социализации во многом связаны с проблемой здоровья/болезни. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Болезнь может стать причиной устойчивых отклонений в поведении. Длительное инфекционное или соматическое заболевание нередко становится биологической предпосылкой изменения личности, источником задержки общего и психического развития. Несмотря на формальное единство цели, специалисты указанных учреждений чаще всего действуют автономно, их воздействия не образуют целостной технологии, преследующей цели социализации воспитанников, оказания им помощи в самореализации и самоактуализации.
В нашей работе исследовательской базой для наблюдательной и опытно-экспериментальной практик явились воспитанники государственного казенного оздоровительного образовательного учреждения санаторной школы-интерната № 18 для детей, нуждающихся в длительном лечении г. Таганрога Ростовской области.
Для того, чтобы раскрыть сущностное значение понятия «здоровьесберегающая образовательная среда», обратимся к определению понятий «здоровье», «болезнь», «здоровый образ жизни».
Впервые понятие «здоровье» было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году:
В современной педагогике уже накоплен опыт использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях [4], однако опыт обучения основам здорового образа жизни в учреждениях интернатного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, изучен недостаточно. В рамках нашего исследования проанализируем специфику работы воспитателя санаторной школы-интерната по формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни.
Работа в санаторной школе-интернате ведется в двух приоритетных направлениях:
1.создание условий для успешного овладения учащимися образовательной программой в соответствии с государственным стандартом и обеспечение им свободного развития;
2.подготовка детей с ослабленным здоровьем к самостоятельной жизни. Восстановление здоровья рассматривается как первоочередное условие социализации и жизненного самоопределения [5,15].
В школе-интернате учащиеся находятся круглосуточно под постоянным присмотром и контролем со стороны взрослых. Дети, вызывающие особую тревогу воспитателей и учителей, постоянно нарушающие дисциплину и режим санаторной школы-интерната, замеченные в курении и употреблении алкоголя и наркотических средств, ставятся на внутришкольный дисциплинарный учёт.
С целью преодоления дезадаптации учащихся в условиях здоровьесберегающей образовательной среды в школе-интернате изучаются личные дела детей, проводятся медико-педагогические совещания, малые педагогические советы, а также существует постоянная взаимосвязь учителя и воспитателя.
Анализ научной литературы и наш многолетний опыт работы показали, что при организации воспитательного процесса должны учитываться следующие условия:
Детский контингент школы-интерната составляют школьники инфицированные туберкулезом. При малых и затихающих формах туберкулёза, вследствие длительности заболевания и явлений интоксикации значительно снижаются компенсаторные возможности организма подростков. Истощаемость психической деятельности отрицательно сказывается на развитии и проявляется в дефектах познавательных процессов: снижении объёма памяти, внимания, умственной работоспособности. Адаптация к условиям школы-интерната осложняется недостатками в развитии способности эмоциональной саморегуляции и негативным жизненным опытом детей.
Исходя из указанных выше проблем, мы ставили перед собой следующие задачи:
Осуществляя превентивную и оперативную помощь детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, эффективной деловой и межличностной коммуникацией мы руководствовались следующими принципами в организации воспитательного процесса:
Важным направлением деятельности педагога школы-интерната является психолого-педагогическая диагностика, которая способствует выявлению детских проблем. Для этого в начале учебного года нами составляются «Карты проблем учащихся». В картах на основе наблюдений, индивидуальных бесед, данных полученных в результате анкетирования и объективных тестов отмечались проблемы детей по следующим параметрам: состояние здоровья; владение бытовыми навыками (соблюдение режима, аккуратность, навыки самообслуживания); учебная деятельность; трудовая и общественно-полезная деятельность, общение со взрослыми (родителями, учителями, воспитателями); межличностное общение со сверстниками; отношение к самому себе.
Большую помощь воспитателю в изучении состояния здоровья детей оказывают медицинские работники и психолог учреждения. Четыре раза в год в октябре и январе проводятся медико-психолого-педагогические совещания с обсуждением вопросов оздоровления детей, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. На совещаниях доводятся до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, даются рекомендации по их реабилитации; совместно с педагогами решаются вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.
Анкетирование детей показало, что часто не все подростки способны оценить состояние своего здоровья. Нами было выявлено противоречие: данные объективных медицинских тестов подтверждают наличие проблемы со здоровьем у 100% детей, в то время как 30% школьников считают себя здоровыми. Было предложено вести «Календарь здоровья», в котором ученик три раза в течение дня отмечал свое субъективное самочувствие: утром, днем и вечером. Синим кружком – отличное, зеленым– недомогание, красным – плохое. Так подросток самостоятельно контролирует свое физическое состояние, не обращаясь к врачу, а воспитатель, осуществляя наблюдение, регулирует умственную и физическую нагрузку, информирует учителей и других работников учреждения, вступающих во взаимодействие с ребенком, а при необходимости прибегает к помощи медицинских работников учреждения.
Анализ «Календаря здоровья» показал, что после зимних каникул, одиннадцать человек (55%) из двадцати жалуются на самочувствие, это говорит о нерациональной организации режима дня или отсутствии такового в домашних условиях. Пребывание ребенка в условиях школы-интерната, соблюдение режим дня, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе дают положительные результаты – у шестерых детей (30%) самочувствие улучшилось к концу первой недели после каникул. Ребята сами обращают внимание на состояние своего здоровья, сами контролируют его, а воспитатель берет на заметку. Так недомогание детей контролируется на первом этапе.
Совместно с медицинским персоналом, учащимися, входящим в школьное самоуправление (секции «Жизнь и здоровье», «Физкультура и спорт») в отряде проводится большая профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни: беседы о личной гигиене, контроль за ее соблюдением каждым воспитанником, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании, предупреждение несчастных случаев, травм, простудных, инфекционных заболеваний. Например, тематические беседы: «Укрепляй здоровье смолоду», «Влияние алкоголя на нервную систему», «Табак – яд медленного действия», «Вредно ли пиво?», «Здоровье нации – проблема XXI века», «Профилактика воздушно-капельных инфекций» и другие.
В научной литературе часто упоминается и подчеркивается высказывание Н.Г.Чернышевского о том, что физическое совершенство человека – это не дар природы, а следствие его целенаправленного формирования [7]. Под девизом «Здоровье – богатство во все времена» проведены в отряде воспитательные часы: «Путешествие на поезде «Здоровье», «Кожа – зеркало здоровья», открытый воспитательский час в форме КВН «Мое здоровье», с целью приобщения ребят к здоровому образу жизни, стремлению укреплять свое здоровье и развивать физические способности, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
К заботе о здоровье детей подключаем и родителей, проведя с ними групповые и индивидуальные беседы. Например: «Вредные привычки у детей», «Нецензурная брань – это тоже болезнь», «Здоровье ребенка в руках взрослых».
В отряде постоянно работает стенд под рубрикой «Это должен знать каждый», который пропагандирует здоровый образ жизни, режим дня и его значение для здоровья человека.
Школьный отряд после семьи – это ближайшая среда, в которую попадает ученик. Воспитанник в первый же день обращает внимание на эстетику быта в школе-интернате, со вкусом оформленные жилые помещения: удобную расстановку новой мебели, картины, свет, тепло, комнатные растения – чуткие хранители безопасности и покоя детей. Все это создает психоэмоциональный комфорт в отрядных помещениях с согласия и часто по инициативе самих детей. Ежедневно, через продуманную организацию самообслуживания, воспитанники приучаются соблюдать порядок в спальнях: красивая заправка постелей, чистота в тумбочках и шкафах, влажная уборка всюду при обязательном проветривании. Труд формирует эстетические вкусы и санитарно-гигиенические навыки оздоровительного процесса.
Режим санаторной школы-интерната – один из главных психотерапевтических факторов и путей коррекции самочувствия детей: соблюдение режима питания и отдыха, проведение утренней гимнастики, точечного массажа, физкультминутки во время самоподготовки, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, оздоровительная ходьба. Такая организация среды, минимизирует последствия заболевания и способствует укреплению здоровья.
Во время «тихого часа» в проветренных спальнях, в спокойной обстановке мы используем элементы аутотренинга: с закрытыми глазами мысленно дети проговаривают: «Я устал, мне нужно отдохнуть», или предлагаем помечтать, пофантазировать. Расслабляясь, дети засыпают. Так происходит настраивание школьника на заботу о своем здоровье. В исключительных случаях медики разрешают продолжить тихий час, или же дают дополнительный день отдыха. К каждому воспитаннику подход индивидуальный.
Проведение утренней гимнастики под музыку поднимает настроение, а звучание спокойной мелодии перед самоподготовкой снимает напряжение, успокаивает ребят – это позитивный настрой на продолжение учебного процесса – выполнение домашнего задания. Помимо этого ежедневно в отряде проводится утренняя зарядка с обязательным точечным массажем, подключая школьников самоуправления из секции «Физкультура и спорт».
Во время оздоровительной ходьбы, после гимнастики и других физических упражнений предлагаю дыхательные упражнения: «Чудо-нос», «Ветерок».
У детей к концу дня устают глаза, поэтому на самоподготовке всегда провидим гимнастику для глаз – это упражнение на расширение зрительно-пространственной активности (дети «пробегают» глазами по заданной траектории).
В отряде у многих воспитанников поставлен диагноз: нарушение осанки. Предлагается упражнение «Равновесие» (сидя или стоя): «Удержи предмет на голове (дневники, тетрадь), считая до 10.
А для снятия общего или локального утомления в течение дня проводятся иногда упражнения-энергизаторы: «Найдите и коснитесь», «Эстафета-разминка», «Разведчик».
Рекомендации по изменению двигательного режима школьников, упражнения для проведения физкультминуток предлагает Е.В. Советова. Мы использовали их на самоподготовке [8].
Во внеурочное время для физического развития учащихся всегда открыты двери спортивного и тренажерного залов. Доброй традицией в школе стало проведение общешкольных спортивных праздников «День здоровья», соревнований по теннису, баскетболу, пионерболу, футболу.
Для подростков мнение сверстников может оказаться более значимым, чем мнение взрослых. Учитывая особенности подросткового возраста, в здоровьесберегающий процесс мы стали включать воспитанников отряда. Например, Алан Ш. принимал активное участие в спортивной жизни школы, интересовался спортивными событиями города, страны и мира. Этот интерес школьника мы использовали для пропаганды здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения. Алан рассказал сверстникам о таганрогской футбольной команде «Торпедо» и это послужило поводом для того, чтобы другие мальчики отряда (Илья X., Леша Ш., Саша Я., Гена С.) увлеклись футболом, стали смотреть футбольные матчи по телевизору, играть в футбол на спортивной площадке, а в плохую погоду – в настольный футбол. Как следствие этого школьники стали меньше курить, уменьшилось бесцельное времяпровождение. В свободное время ребята отряда соревнуются в силе, ловкости по армрестлингу, отжиманию.
Чтобы еще больше заинтересовать учащихся процессом физического саморазвития и с целью убедить ребенка в том, что он сам должен беспокоиться о своем здоровье, контролировать его, мы ввели «Карточки здоровья» на каждого школьника. Анализ состояния здоровья детей показал снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями с начала учебного года по настоящее время на 41,5%.
При поступлении в школу-интернат в отряде из девятнадцати школьников курили семь человек (36%). Для подростков, стремящихся избавиться от вредных привычек, решением администрации школы был организован стимулирующий фонд: поездки на каток, в плавательный бассейн. После таких поездок ребята делились впечатлениями со сверстниками в отряде. Количество курящих школьников уменьшилось на 21% (отказались от курения четверо из семерых школьников).
В данной статье мы описали лишь одно из направлений деятельности воспитателя санаторной школы-интерната в работе с тубинфицированными подростками и не даем рекомендаций, поскольку каждый конкретный случай требует анализа и учета множества психолого-педагогических условий.
Ссылки на источники:
Zhilina Lyudmila Yakovlevna,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Chair of Personal Pedagogy and Psychology of A.P. Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
E-mail: [email protected]
Pirozhkova Irina Vladimirovna,
tutor of sanatorium boarding school№ 18, Taganrog
Summary The authors of the article prove the topicality of the research by pointing out stronger negative tendencies in the contemporary Russian society: violence rise, increased number of dysfunctional families, juvenile delinquency and severe deterioration of young people’s health. In the article the authors justify the importance and describe the experience of a sanatorium boarding school tutor in creating a health-saving educational environment and developing teenagers’ views on value of health and healthy lifestyle.
Key words: sanatorium boarding school, health-saving educational environment, healthy lifestyle, disadaptation, socialization.
© 2017, Пирожкова Ирина Владимировна 285