СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог культур как одно из приоритетных направлений при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий нас мир представлен в трех формах, по-разному отражающих действительность: реальный мир, языковая картина мира, культурная картина мира. Реальный мир – естественная среда жизни, существующая независимо от человека. Языковая картина мира представляет реальный мир, меняющийся под воздействием культуры [1, c. 19]. Язык и культура тесно взаимосвязаны между собой. Язык – есть не только порождение культуры, но и его неотъемлемая составная часть. Культурная картина мира – это совокупность идей, образов, материальных предметов и объектов, созданных человеком и представляющих ценность для него [1, c. 19].

Для личности очень важно знать культуру страны, в которой он живет. Но в полной степени ее можно познать лишь путем сравнения с другими культурами. Приобщиться к иной культуре, овладеть ее специфическими особенностями, социокультурным содержанием можно путем изучения иностранного языка. Именно он служит проводником в культурный мир другой нации, имеющий как общие, так и отличительные черты с культурным миром родной страны. В этой связи возникает понятие «диалог культур» [2, c.13].

В современном обществе тема диалога культур особенно актуальна из-за существующей острой социальной и политической ситуации в мире. Диалог культу рассматривается как принцип жизнедеятельности иноязычного образования [4]. Данное явление служит объектом изучения многих исследователей: И.Л.Бима, Е.И.Пассова, Л.С.Выготского, В.В.Сафоновой, М.М.Бахтина, М.Хаммера, М.Беннета. Диалог культур – взаимодействие, взаимопроникновение различных культур, выявляющее общие и отличительные

особенности между ними, накладывающие отпечаток на нравственное воспитание, менталитет представителей данных культур [2, c.12].

Принцип диалога культур предопределил основные черты современного иноязычного образования [6, c.118].:

  • принятие различия культур как очевидного явления, толерантное отношение к иноязычным культурам;
  • снятие стереотипов восприятия поведения носителей иноязычной культуры;
  • приобретение лингвокультурных знаний, знакомство с понятиями, концептами и представлениями каккомпонентами семиотической системы – лингвокультуры;
  • определение сходства и различия в изучаемой/ых и собственной лингвокультурах;
  • принятие системы ценностей, общей для носителей собственной и изучаемой/ых культур;
  • устранение культурного неравенства, при осознании ценности и уникальности собственной культуры;
  • владение речевыми средствами и стратегиями речевого поведения, адекватными с точки зрения норм изучаемого языка и социокультурного такта;
  • ориентация на использование лингвокультурных знаний для более глубокого познания себя и собственной культуры [6, c.118].

Привить толерантное отношение к представителям других наций, осознать себя участником межкультурных взаимоотношений можно именно на уроке иностранного языка. Преподавание в контексте диалога культур направлено на воспитание личности, на принятие и понимание ею общечеловеческих ценностей, культурного наследия своего народа и представителей других стран, наций [3, c.267].

Чтобы вести тематическую коммуникативную деятельность, проводить организованные дискуссии на уроке иностранного языка, учащиеся должны знать культурные особенности, традиции, обычаи, историю иноязычной страны, накладывающие непосредственный отпечаток на грамотную речь личности.

Национально-региональный компонент в процессе обучения иностранному языку выступает в роли ключевого элемента, помогающего проникнуть в иноязычную культуру [7, c.159]. При включении данного компонента в материал урока, важно найти эффективные приемы введения материала в процесс иноязычного образования, способствующего выявлению общих и отличительных особенностей собственной и иностранной культуры.

Диалог культур – процесс, предполагающий применение полученных знаний на практике, в процессе общения, с опорой на жизненный опыт учащихся, и формирующий личностное отношение к культурному наследию страны изучаемого языка [7, c.266].

Основное значение принципа диалога культур в преподавании иностранных языков заключается в том, что обучающиеся воспринимают другую, изучаемую культуру через призму своей родной культуры. В условиях диалога культур, обучающиеся учатся видеть различия и сходства в соизучаемых культурах, развивают умения воспринимать, понимать и принимать менталитет иноязычной культуры, сравнивать его с собственным мироощущением и культурным опытом [5, c.150]. В контексте диалога культур обучение иностранному языку направлено на решение следующих ключевых задач [8, c.168]:

    1. познавательных:
      • знакомство с культурными особенностями иноязычной страны и сравнение их со специфичными чертами собственной культуры;
      • формирование способности представлять свою страну в условиях межкультурного общения;
    2. учебных:
      • формирование коммуникативных навыков учащихся;
      • развитие умения читать и переводить аутентичные тексты;
      • развитие навыков устной и письменной речи на уроке иностранного языка;
    3. развивающих:
      • развитие умения вести коммуникативную деятельность;
      • развитие логического, ассоциативного мышления, лингвострановедческой осведомленности;
      • развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе изучения аутентичной литературы;
    • воспитательных:
      • воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к родной и иноязычной культуре;
      • формирование у обучающихся представлений о важности взаимопомощи, взаимоподдержки между людьми в независимости от места их проживания, принадлежности к определенной этнической, религиозной группе.

Одним из самых распространенных явлений, встречающихся у обучающихся в процессе овладения иностранным языком, является языковой и культурный барьер. Языковой барьер постепенно пропадает в процессе расширения словарного запаса личности и преодоления страха совершить ошибку в момент речи [7, c.159]. Но для свободного общения на иностранном языке недостаточно устранить только языковой барьер. Очень важно также преодолеть культурный барьер или культурный шок [7, c.158]. Данное явление возникает у учащихся в результате проявления национально- специфических особенностей разных культур, что затрудняет процесс ведения коммуникативной деятельности. Для решения проблемы устранения культурного барьера у обучающихся в процессе изучения иностранного языка, разработаны культурно-ориентированные методы, приемы, технологии.

Сюжетно-ролевая игра – один из распространенных приемов, используемых на уроках с целью преодоления культурного шока. Ролевая игра абстрагирует процесс обучения [3, c. 267]. В процессе ее проведения учащиеся не только знакомятся с материалом, запоминают новую лексику, но и входят в заданный образ, что создает условия, приближенные к реальным ситуациям общения в стране изучаемого языка. Игра способствует формированию образцов поведения, свойственным для иноязычной культуры.

Диалог культур ориентирован на усиление культуроведческого аспекта. В процессе приобщения школьников к культурному наследию иноязычной страны,

происходит лучшее осознание национально-специфических особенностей собственной страны. На уроке школьникам очень часто предлагается стать участниками моделированных искусственно-созданных ситуаций [3, c.266]. Примерами таких ситуаций являются:

  1. At the International Summer Camp there are many people from different countries. They speak English great. But your friend doesn’t speak correct and fluently. Help him introduce himself to other people and communicate with them.
  2. Many young people have different problems and misunderstandings with their parents. Ask your friend from Great Britain about the relationships between teenagers and their parents in his country.
  3. You like to travel to different countries. And now you are planning to visit Great Britain. Ask your friend to tell you about the most important sights there.
  4. Imagine you are a member of International Ecological Conference. Suggest something to improve the ecological situation on the planet.
  5. Imagine you are a TV presenter. Your task is to broadcast news and attract the attention to the most important events in the city.

Кроме ролевых игр и моделированных ситуаций обучению иностранного языка в контексте диалога культур способствуют дискуссии по определенным темам, просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей; тренинги, выявляющие культурные сходства и различия между жителями разных стран; организованные встречи с представителями других культур, формирующие у обучающихся интерес к зарубежной нации; использование коммуникативных культуроведческих упражнений [3, c.265]. Благодаря выполнению данных упражнений ученикам удается познакомиться более подробно с миром иноязычной культуры и сформировать установки на толерантное поведение в иностранной среде.

Обучение и воспитание в контексте диалога культур проводится не только на уроке, но и во внеклассной деятельности по иностранному языку: посещение музеев, выставок, просмотр иноязычных фильмов, реализация проектной деятельности по культурологической тематике [2, c.12]. При этом необходимо не

только освоение содержательной основы обучения определенной тематики, но и знакомство с базовыми смыслами иноязычного образования, заключенными в концептах «культура», «диалог», «взаимопонимание» и «язык» [6, c.42].

Технология диалога культур также просматривается в каждом УМК по иностранному языку. В 5 классе учащиеся, как правило, знакомятся с традиционными праздниками, фестивалями, достопримечательностями, декоративно-прикладным творчеством, фольклором страны изучаемого языка. В 6-7 классах школьники обычно рассказывают о своем хобби, сравнивая его с любимым времяпрепровождением его ровесников в Англии [2, c.13]. В 8 классе они узнают о традиционных блюдах Великобритании и проводят сравнительный анализ с традиционно-русскими блюдами родной страны. В старших классах учащиеся рассказывают об известных русских и английских писателях, поэтах, художниках, артистах.

Таким образом, обучение в контексте диалога культур предполагает активное внедрение соответствующей тематики в образовательный процесс средней школы и насыщение уроков упражнениями культурологической направленности.

16.06.2023 22:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!