СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети с особыми образовательными потребностями - кто они?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В свете современных стандартов образования многие массовые общеобразовательные школы формируют классы для детей «с особыми образовательными потребностями (ООП)», в силу чего учителя данных классов вынуждены кардинально менять специфику своей деятельности.

Кто же они «дети с ООП и как их обучать?»

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с особенностями психофизического развития, одарённых детей и детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов и т.д.).

Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает акцент на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, имеющих определенные особенности развития. Очевидно, приемлемым является определение, согласно которому к детям с особыми потребностями относят детей-инвалидов, детей с незначительными нарушениями здоровья, социальными проблемами и одаренных детей.

Логично обоснованным представляется определение, которое дает известный ученый: «Особые потребности – это термин, используемый в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность развить свой потенциал». В их число входят дети, которые имеют как исключительные способности или талант, так и дети с физическими, психическими, социальными различиями.

Наиболее распространенное и приемлемое стандартное определение «особых потребностей» представлено в Международной классификации стандартов образования: «Особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых требует дополнительных ресурсов».

Дополнительными ресурсами могут быть:

- персонал (для оказания помощи в процессе обучения);

- материалы (различные методы обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные);

- финансовые ресурсы (бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг).

В справочной литературе одаренность определяется комплексом задатков и способностей, которые потенциально при благоприятных условиях позволяют достичь значительных успехов в определенном виде деятельности или деятельностях. В школьном возрасте одаренных детей насчитывается около 3-5% от общей детской популяции.

Дети с особенностями (нарушениями) психофизического развития имеют отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами.

Следует подчеркнуть, что в России основной категорией детей с особыми образовательными потребностями общепринято считать именно детей с особенностями (нарушениями) психофизического развития.

Дети с особенностями психофизического развития

В зависимости от типа нарушения выделяют такие категории детей:

  • с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, с пониженным слухом);
  • с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, с пониженным зрением);
  • нарушениями интеллекта (умственно отсталых, с задержкой психического развития);
  • с речевыми нарушениями;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие; слепоглухонемые и др.);
  • эмоционально-волевыми нарушениями и детей с аутизмом.

Подразделяют:

  • врожденные нарушения, вызванные вредным воздействием на плод генетических факторов, интоксикаций, инфекций, травм, нарушением питания, гормональным расстройствами, резусной несовместимостью групп крови матери и ребенка, влияние медицинских препаратов, алкоголя наркотических и ядовитых веществ.
  • приобретенные нарушения обусловлены, в основном, различными вредными воздействиями на организм ребенка при рождении и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, тяжелые роды, родовая асфиксия, кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания и т.п.).

Обучение и воспитание детей с нарушениями психофизического развития осуществляется с учетом особенностей их развития, использованием специфических мероприятий и организационных форм учебной работы в зависимости от характера расстройства.

Несколько советов учителю детей с ООП

  • Когда вы заметили, что в вашем классе есть ученик, который имеет схожие трудности, проконсультируйтесь с учителями, которые учили ребенка в предыдущие годы.
  • Обратитесь к психологу и логопеду, поговорите с родителями. Выполняйте все указания и рекомендации специалистов.
  • От состава команды, которую вы организуете, зависит правильность постановки диагноза, стратегии коррекционной помощи и выбор необходимых средств для успешного обучения ребенка в вашем классе.
  • Спрашивайте у ученика о трудностях, которые он/она чувствует при восприятии, обработке, применении информации (нового материала). Выясните, какую информацию ученик не воспринимает.
  • Предложите другой способ (если ученик не может читать, объясните устно, если не воспринимает на слух – подайте в письменном виде).
  • Выполняйте все рекомендации логопеда, других специалистов, родителей о специальных упражнениях и адаптации материала для конкретного ученика.
  • Узнайте о возможностях использования специальных компьютерных программ (например, преобразование печатного текста в аудио воспроизведение), других технических средств, в зависимости от особенностей обучения конкретного ученика.

(Часть материала взята с сайта rosopeka.ru)

15.08.2022 21:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!