СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое альтернативный урок?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому. Гуманистическая парадигма в учебном процессе ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Альтернативный- это содержащий одну из двух, исключающих друг друга возможностей. Альтернатива- необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух. По определению психологов, все мы в чём-то совершенно одинаковые, в чём-то отличаемся от других, а в чём-то настолько уникальны, что нет и не может быть другого такого же индивидуума. Это чётко улавливается в альтернативных уроках: не ребёнок должен приспосабливаться к традиционной образовательной системе, а образовательную систему необходимо адаптировать к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, что определяется и новыми ценностями образования. Воспитательная деятельность современного учителя постепенно отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо " научения правильному поведению ". По мнению ведущих психологов и педагогов, определяющих новую государственную политику в сфере подготовки учителей, " уходит в прошлое основная задача школы- передача культурного опыта в виде логически завершённой системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира…функциональные обязанности учителя -предметника, успешно работающего в рамках классно- урочной системы, но не умеющего оказывать влияние на процессы духовного и душевного становления детей, замещаются более широко трактуемыми умениями проектирования социально- культурной среды, построения психолого- педагогических условий нормального развития человека на основных этапах развития" Происходит изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объём знаний- к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации. Что же такое альтернативный урок? Можно ли вообще употреблять такое понятие? Если да, то в чём его суть? На сегодняшний день понятие " альтернативный урок", как таковое отсутствует. В Российской энциклопедии дано определение " альтернативные школы"( от лат. alter- другой), действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Что же включает в себя альтернативный по содержанию, формам и методам работы с учащимися. Альтернативный урок предполагает активную позицию учащихся, предоставляет им реальное право выбора, самостоятельное " строительство " знаний, критическое отношение к существующему информационному многообразию мнений. Ученик сам выстраивает свои знания, формирует ценности, открывает новое в себе и окружающем мире. Вариативность урока. Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. При разработке вариативных моделей уроков нужно учитывать: цели обучения, базовое содержание предмета, требования к уровню подготовки возрастных особенностей учеников и их познавательные возможности, потребности развития личности, владение методикой проведения различных типов уроков. Каждый урок должен иметь свою индивидуальную, только ему присущую педагогическую форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок. Композиция урока включает динамические элементы, количество и расположение которых зависит от поставленных задач, особенностей изучаемого материала, выбора методической формы урока, и статистические, обязательные для классного занятия: оргмомент( использование музыкальной заставки, внимание к деталям оформления кабинета, необычность первых фраз учителя вызывают необходимое настроение), введение темы и эпиграфа, постановка цели в начале урока и её разрешение в конце, объявление и мотивация оценок, домашнее задание к следующему уроку с его комментированием. Помимо образовательной, воспитательной, развивающей функций, всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции. Самообразовательная функция урока связана с вооружением учащихся методами изучения основ науки, умениями наблюдать, ставить простейшие опыты, овладевать приёмами работы с учебниками, справочной литературой. Стимулирующая функция способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Цель урока должна быть проблемной, т.е. сознательной установкой к действию учащихся. Задачи урока. Особое значение приобретают исследовательские и коммуникативные задачи урока. Исследовательские- поиск альтернативных вариантов,изучение различных " +" и "-", особенностей процессов в условиях, например, реально смоделированной ситуации. Коммуникативные- обучение в группах, выработка навыков культурного общения, анализ способов коллективного принятия решений. В основе альтернативного урока лежат интерактивные технологии. К урокам иностранного языка применимы следующие методы: Метод" займи позицию "( ученик занимает чью -либо позицию( альтернативную) точку зрения, а выбор- аргументировать). На олимпиадах- ставится проблема, один ученик получает карточку со словом "да", другой " нет".Ученик должен аргументировать определённую точку зрения. Метод " воображаемая прогулка "- моделирование некой виртуальной образовательной среды( Очень часто - прогулки по городам Германии, другим странам ) Метод интерактивных рассказов- включает в себя 5 компонентов: -групповое пение( или прослушивание соответствующей музыки, просмотр слайдов под музыку) -интерактивные рассказы и истории -управляемое воображение -цитаты( мораль рассказа) -групповая деятельность Такая структура обосновывается тем, что: Когда вы слушаете, вы забываете. Когда вы видите, вы понимаете. Когда вы действуете, вы научаетесь. Альтернативный урок предполагает широкое использование приёмов: как хорошо известных всем учителям, так и новых, малоизвестных. Цель: дать ученикам возможность думать, делать, выбирать и учиться самостоятельно. Некоторые приёмы: 1. Час редактора. 2." Весь покрытый зеленью…" 3." Паучок" 4. Архивариус( с точки зрения одного из персонажей0 5. Письменный ответ 6. Пометки на полях 7.Займи позицию 8.Чтение с остановками 9.Незаконченные предложения Важной составной частью урока является этап его оценивания. Вопросы: - самое интересное было… -Я мог бы, но не спросили - Мне понравилось… -Если бы я был учителем…. -У меня всё время вертелось в голове… РЕФЛЕКСИЯ "Я"- как работал, допускал ли ошибки? "Мы" : насколько мне помогли одноклассники, учитель " Дело": понял ли материал? Узнал ли больше? Проведение альтернативных уроков требует учителя с творческими способностями, не только владеющего методикой современного урока, но и умеющего продумывать различные варианты урока, отходящего от стереотипа традиционной структуры урока, привычки работать в обычном режиме, настроенного на учеников, получающего удовольствие не только от результата, но и от процесса взаимодействия. Проведение альтернативных уроков можно определить жадностью к себе." Эту жадность нередко надо понимать как источник трагического разлада с самим собой? чтобы идти вперёд, порой возникает необходимость отказаться от того, каким ты был раньше. В такой момент жизни надо совершить над собой очистительную внутреннюю работу: признать то, чем ты жил, каким ты был, недостойным тебя самого. Отказаться от себя, А это - не просто. В самом деле- жил- жил, и вдруг- на тебе: жил не так, да и жил ли вообще? Возникает известная жалость к себе, к своему прошлому, копошиться мысль: пускай меняется всё вокруг, пускай меняются другие, а я и так жил правильно. И далеко не всем под силу пойти по пути отказа от себя. На определённом этапе этот процесс оказывается просто невозможным. Именно возможностью подобного рода изменений ограничивается активный период жизни человека. За ним наступает время репродукции и консерватизма, когда всё новое подгоняется под старое, известное на уровне опыта и переживания… Раздвоение человека между должным и наличным, рациональным и эмоциональным- основа трагического( Мераб Мамардашвили) Почему применение в школьной практике многих новаций, новых технологий не привело к кардинальному повышению качества образования и воспитания школьников? Ведь с середины 80-х годов в нашу школу пришло большое количество оригинальных моделей обучения, названных потом " активными формами обучения"?(деловые игры, дискуссии, проекты, "мозговой штурм" и т. д. ) Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у учителя сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из неё исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные. Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приёмам. Она должна применяться как система. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними. Мыслить человек может только в условиях множества мнений

Категория: Всем учителям
30.09.2018 13:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!