СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: "Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия".
Предмет: ОБЖ
Класс: 10
Материал учебника:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
§ 5. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия.
Дата проведения: 10а класс "___" ____________ 2014г.
10б класс "___" ____________ 2014г.
Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Шаймарданов М.М.
Цели урока:
- актуализировать знания о чрезвычайных ситуациях природного характера и возможных их последствиях;
- научить решать практические задания-ситуации;
- проконтролировать знания по классификации чрезвычайных ситуаций природного характера и рекомендаций населению по обеспечению личной безопасности;
- воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;
- воспитать умение работать в команде для достижения цели.
Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
План урока.
№ п/п |
Этап урока |
Содержание (цель) этапа |
Время |
|||
1 |
Организационный момент |
- проверка наличия личного состава учебного взвода (докладывает командир учебного взвода); - обзор военно-политической обстановки и происшествий за неделю (обучающийся по отдельному графику); - нацеливание обучающихся на урок. |
3 мин |
|||
2 |
Проверка домашнего задания |
Актуализировать у обучающихся знания законодательных актов в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации, заполнение таблицы: "Соответствие законодательного акта предназначению и ответственности":
|
5 мин |
|||
3 |
Фронтальная беседа |
Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения и возможных последствиях |
15 мин |
|||
4 |
Практическая работа |
Составление определений |
5 мин |
|||
5 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Отработать умение обучающихся самостоятельно работать с учебником |
7 мин |
|||
6 |
Проверочная работа |
Проверить качество усвоения материала и закрепление навыков самостоятельной работы |
5 мин |
|||
7 |
Подведение итогов урока |
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке |
3 мин |
|||
8 |
Сообщение домашнего задания |
Разъяснить содержание домашнего задания |
2 мин |
На доске (экране):
Число, месяц Классная работа Тема: "Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия". Домашнее задание: § 5 (учебник); выполнить письменно задания 1 – 3 (с. 30, раздел «Задания»). |
Ход урока.
Организационный момент:
- проверка наличия личного состава учебного взвода (докладывает командир учебного взвода);
- обзор военно-политической обстановки и происшествий за неделю (обучающийся по отдельному графику);
- нацеливание обучающихся на урок: на этом уроке начинается изучение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях с темы " Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения ".
Проверка домашнего задания:
Индивидуальный опрос.
- Что составляет правовую основу борьбы с терроризмом?
- В чём состоят организационные основы противодействия терроризму?
Выборочная проверка заполнения таблицы "Соответствие законодательного акта предназначению и ответственности" в тетрадях обучающихся.
Изучение нового материала.
Вопросы для фронтального опроса:
- Какие опасные природные явления или процессы могут стать причинами природной чрезвычайной ситуации?
(землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, оползни, обвалы, природные пожары);
- Какое перечисленное вами природное явление имело место на территории городского округа город Нефтекамск летом 2010 года и как оно вам запомнилось?
(было горение торфяных залежей в НКТ "Краса Увал", когда дымный смог ощущался в течение 2-х дней в южных районах города);
- Какие перечисленные вами природные явления вызывают значительные разрушения, наносят материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам? Приведите пример одного из таких природных явлений последнего времени в нашем регионе.
(ураганы, смерчи и бури; 29.08 2014г. - смерч в Янаульском, Калтасинском и Краснокамском районах);
- Основываясь на знаниях, полученных в 8-ом классе, ответьте на следующие вопросы:
1. Какие бывают природные пожары.
(лесные, торфяные, степные, подземные пожары горючих ископаемых);
2. Классифицируйте лесные пожары.
(подземные, низовые, верховые)
3. Какие организационно-профилактические мероприятия предупреждения возникновения лесного пожара можно наблюдать в лесопарковой зоне ГО город Нефтекамск?
(установка аншлагов на всех въездах в лесные массивы и лесопарковые зоны на противопожарную тематику, запрете разжигания костров; создание минерализованных полос в строгом соответствии с требованиями правил пожарной безопасности; содержание в готовность техники, которая может быть использована при тушении пожаров; разработка маршрутов патрулирования территории лесного фонда; разъяснительная работа по противопожарной безопасности в период сухой и жаркой погоды; установка дорожных знаков, запрещающих въезд в лесопарковую зону);
4. Назовите основные причины возникновения природных пожаров.
(неосторожное обращение человека с огнем; несоблюдение мер безопасности при разведении костров в лесополосе; детские шалости со спичками в лесопарковой зоне; сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесном массиву; случайное попадание искр из выхлопных труб автомобиля или мотоцикла; попадание молнии в дерево; возгорание обтирочного материала, пропитанного маслом, бензином или другим самовозгорающимся составом; случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом.)
5 Могут ли специалисты с высокой точностью предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера?
(Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.
Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.)
Практическая работа.
Найдите в учебнике (§ 5, с. 26) и выпишите в тетрадь определения: чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийное бедствие.
Чрезвычайные ситуации природного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Опасные природные явления - событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые п своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
Стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
Самостоятельная работа.
Наиболее распространены в Российской Федерации следующие группы опасных природных явлений:
- геологические;
- метеорологические;
- гидрологические;
- природные.
Пользуясь учебником (§ 5, с. 26-29) составьте схему: "Опасные природные явления".
Возможный вариант схемы: "Опасные природные явления":
|
Опасные природные явления |
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
Геологические |
|
Метереологичес-кие |
|
Гидрологические |
|
Природные пожары |
||||||
землетрясения |
|
ураганы |
|
наводнения |
|
лесные |
||||||
извержения вулканов |
|
бури |
|
сели |
|
степные |
||||||
|
смерчи |
|
цунами |
|
торфяные |
|||||||
оползни |
|
|
|
снежные лавины |
|
подземные пожары горючих ископаемых |
||||||
обвалы |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
Проверочная работа.
Контроль результатов первичного запоминания.
Преподаватель-организатор ОБЖ зачитывает вопрос и варианты ответов, один из которых является правильным. При этом актуализируется изучение предстоящей темы урока: "Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера":
1. Это стихийное бедствие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной окружающей среды, называется:
А. Чрезвычайная ситуация природного характера;
Б. Опасное природное явление;
В. Стихийное бедствие.
2.Неконтролируемое горение древесной растительности, стихийно распространяющееся на лесной территории, - это:
А. Лесной пожар;
Б. Стихийный пожар;
В. Природный пожар.
3. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:
А. Выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом;
Б. Закрыть все окна и двери, отключить воду и перекрыть газ;
В. Включить радио, телевизор и выслушать рекомендации.
4. Лучшая защита от смерча:
А. Будки на автобусных остановках;
Б. Мосты, большие деревья;
В. Подвальные помещения, подземные сооружения.
Подведение итогов.
Вопросы для фронтальной беседы.
- Какие опасные метеорологические явления могут возникнуть в районе, где мы живём? Приведите примеры.
- Возможны ли и представляют ли опасность природные пожары нашему городу? Обоснуйте ответ.
Дополнительные материалы к §5.
Шкала Меркалли
Сила землетрясения, его интенсивность оцениваются в баллах по шкале итальянского учёного Меркалли. Оценка силы землетрясений в баллах – величина условная и относительная. Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям.
Шкала Меркалли имеет 12 делений – от 1 до 12. Это значит, что все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по нарастающей силе их проявления:
1 балл (незаметное) – землетрясение, при котором только приборы улавливают колебания почвы;
2 балла (очень слабое) – землетрясение практически не ощущается людьми;
3 балла (слабое) – колебания отмечаются немногими людьми;
4 балла (умеренное) – землетрясение отмечается многими людьми, открываются неплотно закрытые окна и двери;
5 баллов (довольно сильное) – раскачиваются висящие предметы, скрипят полы, дребезжат стёкла, осыпается побелка в домах;
6 баллов (сильное) – землетрясение приводит к лёгкому повреждению некоторых зданий: появляются тонкие трещины в стенах, повреждаются дымовые трубы;
8 баллов (разрушительное) – наблюдаются разрушения в зданиях: образуются большие трещины в стенах, падают карнизы, дымовые трубы, на склонах гор появляются оползни и трещины шириной до нескольких сантиметров;
9 баллов (опустошительное) – происходят обвалы во многих зданиях, обрушиваются стены, перегородки, кровля; в грунтах образуются трещины шириной 30 см и более; наблюдаются обвалы, осыпи, оползни в горах;
10 баллов (уничтожающее) – разрушение большинства зданий, в некоторых – серьёзные повреждения; образуются трещины в грунте шириной до 1 м, происходят обвалы, оползни; за счёт завалов в речных долинах возникают озёра;
11 баллов (катастрофа) – характерны многочисленные трещины на поверхности Земли и вертикальные перемещения по ним, большие обвалы в горах; общие разрушения зданий;
12 баллов (сильная катастрофа) – происходит сильное изменение рельефа местности: образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; возникают огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений.
Домашнее задание.
1. Прочесть § 5 учебника;
2. Выполнить письменно задания 1 – 3 (с. 30, раздел «Задания»).
© 2015, Шаймарданов Мирас Мугалимович 4038