СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: "Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия".

 

Предмет: ОБЖ

Класс: 10

Материал учебника:

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

§ 5. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия.

 

Дата проведения: 10а класс "___" ____________ 2014г.

                               10б класс "___" ____________ 2014г.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Шаймарданов М.М.

 

Цели урока:

- актуализировать знания о чрезвычайных ситуациях природного характера и возможных их последствиях;

- научить решать практические задания-ситуации;

- проконтролировать знания по классификации чрезвычайных ситуаций природного характера и рекомендаций населению по обеспечению личной безопасности;

- воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;

- воспитать умение работать в команде для достижения цели.

 

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

 

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

 

План урока.

 

п/п

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный момент

- проверка наличия личного состава учебного взвода (докладывает командир учебного взвода);

- обзор  военно-политической обстановки и происшествий за неделю (обучающийся по отдельному графику);

- нацеливание обучающихся на урок.

3 мин

2

Проверка домашнего задания

Актуализировать у обучающихся знания законодательных актов в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации, заполнение таблицы: "Соответствие законодательного акта предназначению и ответственности":

Наименова-ние и год принятия закона

Предназначе-ние закона

Устанавливает обязанности (ответствен-ность) граждан

 

5 мин

3

Фронтальная беседа

Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения и возможных последствиях

15 мин

4

Практическая работа

Составление определений

5 мин

5

Самостоятельная работа обучающихся

Отработать умение обучающихся самостоятельно работать с учебником

7 мин

6

Проверочная работа

Проверить качество усвоения материала и закрепление навыков самостоятельной работы

5 мин

7

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

3 мин

8

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2 мин

 

На доске (экране):

Число, месяц

Классная работа

Тема: "Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия".

Домашнее задание: § 5 (учебник); выполнить письменно задания 1 – 3 (с. 30, раздел «Задания»).

 

Ход урока.

Организационный момент:

- проверка наличия личного состава учебного взвода (докладывает командир учебного взвода);

- обзор  военно-политической обстановки и происшествий за неделю (обучающийся по отдельному графику);

- нацеливание обучающихся на урок: на этом уроке начинается изучение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях с темы " Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения ".

 

Проверка домашнего задания:

Индивидуальный опрос.

- Что составляет правовую основу борьбы с терроризмом?

- В чём состоят организационные основы противодействия терроризму?

Выборочная проверка заполнения таблицы "Соответствие законодательного акта предназначению и ответственности" в тетрадях обучающихся.

 

Изучение нового материала.

Вопросы для фронтального опроса:

- Какие опасные природные явления или процессы могут стать причинами природной чрезвычайной ситуации?

(землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, оползни, обвалы, природные пожары);

- Какое перечисленное вами природное явление имело место на территории городского округа город Нефтекамск летом 2010 года и как оно вам запомнилось?

(было горение торфяных залежей в НКТ "Краса Увал", когда дымный смог ощущался в течение 2-х дней в южных районах города);

- Какие перечисленные вами природные явления вызывают значительные разрушения, наносят материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам? Приведите пример одного из таких природных явлений последнего времени в нашем регионе.

(ураганы, смерчи и бури; 29.08 2014г. - смерч в Янаульском, Калтасинском и Краснокамском районах);

- Основываясь на знаниях, полученных в 8-ом классе, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие бывают природные пожары.

(лесные, торфяные, степные, подземные пожары горючих ископаемых);

2. Классифицируйте лесные пожары.

(подземные, низовые, верховые)

3. Какие организационно-профилактические мероприятия предупреждения возникновения лесного пожара можно наблюдать в лесопарковой зоне ГО город Нефтекамск?

(установка аншлагов на всех въездах в лесные массивы и лесопарковые зоны на противопожарную тематику, запрете разжигания костров; создание минерализованных полос в строгом соответствии с требованиями правил пожарной безопасности; содержание в готовность техники, которая может быть использована при тушении пожаров; разработка маршрутов патрулирования территории лесного фонда; разъяснительная работа по противопожарной безопасности в период сухой и жаркой погоды; установка дорожных знаков, запрещающих въезд в лесопарковую зону);

4. Назовите основные причины возникновения природных пожаров.

(неосторожное обращение человека с огнем; несоблюдение мер безопасности при разведении костров в лесополосе; детские шалости со спичками в лесопарковой зоне; сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесном массиву; случайное попадание искр из выхлопных труб автомобиля или мотоцикла; попадание молнии в дерево; возгорание обтирочного материала, пропитанного маслом, бензином или другим самовозгорающимся составом; случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом.)

5 Могут ли специалисты с высокой точностью предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера?

(Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.)

 

Практическая работа.

Найдите в учебнике (§ 5, с. 26) и выпишите в тетрадь определения: чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийное бедствие.

Чрезвычайные ситуации природного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасные природные явления - событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые п своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут  вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

 

Самостоятельная работа.

Наиболее распространены в Российской Федерации следующие группы опасных природных явлений:

- геологические;

- метеорологические;

- гидрологические;

- природные.

Пользуясь учебником (§ 5, с. 26-29) составьте схему: "Опасные природные явления".

Возможный вариант схемы: "Опасные природные явления":

 

 

Опасные природные явления

 

 

 

 

 

 

 

 

Геологические

 

Метереологичес-кие

 

Гидрологические

 

Природные пожары

землетрясения

 

ураганы

 

наводнения

 

лесные

извержения

вулканов

 

бури

 

сели

 

степные

 

смерчи

 

цунами

 

торфяные

оползни

 

 

 

снежные

лавины

 

подземные

пожары

горючих

ископаемых

обвалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

Проверочная работа.

Контроль результатов первичного запоминания.

Преподаватель-организатор ОБЖ зачитывает вопрос и варианты ответов, один из которых является правильным. При этом актуализируется изучение предстоящей темы урока: "Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера":

1. Это стихийное бедствие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной окружающей среды, называется:

А. Чрезвычайная ситуация природного характера;

Б. Опасное природное явление;

В. Стихийное бедствие.

2.Неконтролируемое горение древесной растительности, стихийно распространяющееся на лесной территории, - это:

А. Лесной пожар;

Б. Стихийный пожар;

В. Природный пожар.

3. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:

А. Выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом;

Б. Закрыть все окна и двери, отключить воду и перекрыть газ;

В. Включить радио, телевизор и выслушать рекомендации.

4. Лучшая защита от смерча:

А. Будки на автобусных остановках;

Б. Мосты, большие деревья;

В. Подвальные помещения, подземные сооружения.

 

Подведение итогов.

Вопросы для фронтальной беседы.

- Какие опасные метеорологические явления могут возникнуть в районе, где мы живём? Приведите примеры.

- Возможны ли и представляют ли опасность природные пожары нашему городу? Обоснуйте ответ.

 

  Дополнительные материалы к §5.

Шкала Меркалли

Сила землетрясения, его интенсивность оцениваются в баллах по шкале итальянского учёного Меркалли. Оценка силы землетрясений в баллах – величина условная и относительная. Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям.

Шкала Меркалли имеет 12 делений – от 1 до 12. Это значит, что все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по нарастающей силе их проявления:

1 балл (незаметное) – землетрясение, при котором только приборы улавливают колебания почвы;

2 балла (очень слабое) – землетрясение практически не ощущается людьми;

3 балла (слабое) – колебания отмечаются немногими людьми;

4 балла (умеренное) – землетрясение отмечается многими людьми, открываются неплотно закрытые окна и двери;

5 баллов (довольно сильное) – раскачиваются висящие предметы, скрипят полы, дребезжат стёкла, осыпается побелка в домах;

6 баллов (сильное) – землетрясение приводит к лёгкому повреждению некоторых зданий: появляются тонкие трещины в стенах, повреждаются дымовые трубы;

8 баллов (разрушительное) – наблюдаются разрушения в зданиях: образуются большие трещины в стенах, падают карнизы, дымовые трубы, на склонах гор появляются оползни и трещины шириной до нескольких сантиметров;

9 баллов (опустошительное) – происходят обвалы во многих зданиях, обрушиваются стены, перегородки, кровля; в грунтах образуются трещины шириной 30 см и более; наблюдаются обвалы, осыпи, оползни в горах;

10 баллов (уничтожающее) – разрушение большинства зданий, в некоторых – серьёзные повреждения; образуются трещины в грунте шириной до 1 м, происходят обвалы, оползни; за счёт завалов в речных долинах возникают озёра;

11 баллов (катастрофа) – характерны многочисленные трещины на поверхности Земли и вертикальные перемещения по ним, большие обвалы в горах; общие разрушения зданий;

12 баллов (сильная катастрофа) – происходит сильное изменение рельефа местности: образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; возникают огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений.

 

Домашнее задание.

1. Прочесть § 5 учебника; 

2. Выполнить письменно задания 1 – 3 (с. 30, раздел «Задания»).

Категория: ОБЖ
01.01.2015 16:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!