СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем отличается кибербуллинг от реального?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды:

  • анонимностью;
  • возможностью фальсификации;
  • наличием огромной аудитории;
  • возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Реальный буллинг — это ситуация в школьном дворе, где старшие или более сильные дети терроризируют младших, слабых, он заканчивается, когда ребенок приходит из школы домой. Кибербуллинг продолжается все время: информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков, и от кибернападок невозможно спрятаться. В отличие от реального буллинга, для кибербуллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого-то терроризировать. Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной?

Жертвы кибербуллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, так как опасаются дополнительного наказания — лишение привилегий пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему от взрослых.

Одно из важных преимуществ травли в интернете для агрессора — это чувство безнаказанности. Вживую жертва может привлечь посторонних людей или дать физический отпор, а анонимная травля на физической дистанции развязывает агрессору руки. Кроме того, в интернете агрессор не видит эмоций жертвы. Можно только догадываться по ответам жертвы, что она чувствует. Агрессор до конца не знает, не играют ли с ним, ведь можно притвориться жертвой и троллить в ответ.

В отличие от обычного буллинга, кибербуллинг непрерывен. Ребенок может выйти из школы, из класса, и буллинг остановится. А сейчас общение в социальных сетях является важной частью коммуникации. Чтобы остановить кибертравлю, приходится совсем исключать себя из общения, иначе жертва оказывается круглосуточно доступна. Ребенок ложится спать, а утром опять видит в социальных сетях свою фотографию с оскорбительной подписью.

Возраст и отношение к кибербуллингу

56% тех, кто страдает от кибербуллинга, — подростки. И каждый третий встречается с агрессией в интернете. Исследования показывают, что пик вовлечения в киберагрессию приходится на пятые-шестые классы. Чем старше становятся подростки, тем ниже уровень киберагрессии. В целом вовлеченность подростков в буллинг и кибербуллинг постепенно к окончанию школы снижается, но в отдельных случаях травля будет сохраняться. От пятого класса к шестому идет нарастание частоты ситуаций кибербуллинга, на шестой-седьмой классы приходится пик, и дальше идет по нисходящей. Опыт жертвы более-менее равномерно распределен по возрасту. Жертвы чаще всего встречались с тем, что про них размещали грубые или оскорбительные комментарии либо распускали слухи и сплетни или оскорбления и угрозы.

На социальные сети приходится порядка 60% всей агрессивной формы поведения в интернете. 70% респондентов считают, что кибербуллинг — это проблема и надо научиться с ней бороться. Восприятие этой проблемы снижается с возрастом: с тем, что кибербуллинг опасен и его нужно предотвращать, согласились больше 90% пятиклассников, но только 60% девятиклассников видят в нем серьезную проблему. Если говорить про распространенность кибербуллинга для людей разных возрастов, то, по данным проведенного исследования фондом «Дети онлайн» под руководством Г. В. Солдатовой, можно сказать, что чаще всего с кибербуллингом встречаются несовершеннолетние (до 18 лет) — 41%, среди людей от 18 до 35 лет — 28%, а среди тех, кто старше 35 лет, — 31%.

Важным в исследовании было то, что в 41% случаев кибербуллинг возникал либо продолжался не только в виртуальной реальности, но и в непосредственном контакте между подростками. В исследованиях десятилетней давности онлайн-агрессия только в 10% случаев переходила во взаимодействие в реальности. Два раньше почти не связанных пространства сейчас все больше и больше пересекаются, и интернет больше не изолирован от остальной реальности. Примерно в 17% ситуаций агрессия офлайн трансформировалась в кибербуллинг. В четверти случаев, наоборот, интернет-событие имело продолжение в реальной жизни.

10.02.2022 08:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!