СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия для младших школьников на примере создания барельефов из глины

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе педагоги дополнительного образования все чаще используют такой термин, как арт-терапия. При этом обычно исходят из следующего его определения: лечебное применение изобразительного творчества клиента, представляющее взаимодействие между автором художественной работы и специалистом[1].

Главными клиентами занятий с педагогом дополнительного образования становятся ученики начальной школы и дошкольники, на втором месте – ученики среднего звена и учащиеся старших классов общеобразовательных школ. Сам педагог на таких занятиях выполняет не только образовательную функцию (учит работать с материалом, показывать основные способы создания готового изделия и т.д.), но и проводит психологический анализ готовой работы, делая выводы о состоянии ребенка (подвержен ли он стрессам, взволнован, боится и т.д.).

Занятия по арт-терапии становятся полноценными и важными элементами учебного процесса школьников, позволяющие им не просто научиться чему-то новому, но и отвлечься от сложностей и напряжения уроков, требующих умственного напряжения. Работа в данном направлении дает возможность ребятам выразить в творчестве свои мысли, переживания, расслабиться и переключиться на приятный процесс создания готовой работы.

Среди всех видов арт-терапии, одной из особо привлекательных, ярких и запоминающихся, является глинотерапия. Глина – уникальный природный материал, обладающий рядом особенностей (таких как пластичность, изменчивость формы под воздействием температуры и т.д.), с богатой историей и широким кругом возможностей для применения.

Специалисты глинотерапии утверждают, что в лепке сочетаются два вида деятельности умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ. В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п.

Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к тому, что он сам должен делать это, ведь в школе это ему очень пригодится, так как там это будет исключительно его обязанностью.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), ребенок развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.[2]

И это не говоря о развитии мелкой моторики рук, что напрямую связано с мозговой деятельностью.

Занятия по глинотерапии на базе МАУДО ДДТ «Родник» проходят в форме мастер-классов, т.е. представляют собой отдельные самостоятельные уроки, которые легко встроить в учебную программу, использовать как презентативное занятие, для знакомства с материалом, а так же индивидуальное или групповое выездное занятие. Примером такого занятия стал мастер-класс в рамках городского мероприятия «Робоквест 2018». В нем приняли участие как дети от 5 лет, так и взрослые. Все они получили одинаково положительный опыт работы с глиной, интерес в дальнейших занятиях, в том числе на базе МАОУ ДДТ «Родник».

Педагог готовится к таким занятиям по всем правилам. Готовится план урока, прописываются его цели, задачи, материальное и техническое обеспечение. Ученики работают за столами, на которых лежит дощечка для лепки, на ней ткань, на ткани глина. На каждую пару учеников – стакан с водой. У каждого ученика свой стек, скалка и губка.

Занятие по глинотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Приветствие и вступление – 10 минут

- Приветственное слово учителя

- Краткий рассказ о глине, ее свойствах, применении

- Диалог с учениками: что же делают из глины, как она применяется в быту

- Рассказ о технике безопасности при работе с глиной

2. Рассказ о материалах и техниках – 5 минут

- Ученикам разрешается трогать и мять глину, у них есть возможность рассказать о своих ощущениях от нее.

- Рассказ об инструментах: доска для лепки, ткань, губка, стеки, скалка, вода

- Первые попытки слепить основные элементы

3. Начало практической работы. – 40 минут

- Повторение за учителем основных элементов для создания основы будущей работы.

- Самостоятельное украшение готовой работы в зависимости от фантазии и полученных знаний.

4. Завершение урока. – 5 минут

- Подведение итогов. Ученики могут высказать свое мнение, понравлюсь им лепить или нет. Какие элементы были сложными, какие легкими.

- Рассматриваем работы друг друга.

- Уборка: вылить воду, протереть столы, промыть стеки и скалки.

- Рассказ учителя о способах сушки глины.

- В финале урока учитель показывает уже готовые изделия, что бы ученики представляли к чему им стоит стремиться.

Подобные уроки всегда вызывают неизменный восторг у школьников. Возможность создать свою поделку, поработать с новым материалом и размять пальцы привлекает ребенка. Урок всегда проходит в дружеской, творческой обстановке, ученики обмениваются идеями, советуют друг другу как лучше украсить персонажа и помогают, если что-то не получается.

Для занятия специально выбраны простые варианты изделия, что бы ребята могли покинуть класс с готовой поделкой, высушить ее дома или вернуться и раскрасить на следующем занятии. Для таких уроков учителем обычно выбирается актуальная тема в соответствии со временем года, ближайшими праздникам. Для «Робоквест 2018» была выбрана тема космоса и космических путешествий, отвечающая общей теме мероприятия. В рамках занятий в объединении «Макетирование и дизайн» школьники создавали свой талисман на будущий год свиньи, и несколько лучших работ были отправлены на творческие конкурсы. Ученики изготавливают барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема[3].

Такая форма объемного изображения выбрана не случайно, поскольку легка в создании (имеет широкое основание и устойчива), позволяет использовать в декоре различные элементы, легко вращается и ребенок может рассмотреть ее со всех сторон и легко внести изменения. Для ребенка это своего рода объемная картина.

Итогом таких уроков неизменно становится искренняя заинтересованность школьников, хорошее настроение, желание узнавать что-то новое и повышенный интерес к лепке из глины, созданию как плоскостных, так и объемных поделок. Школьники создают изделие, в новой технике, узнают много нового об искусстве, красках, истории, но в то же время отдыхают, снимают стресс, учатся аккуратности, общаются.

Используемая литература:

  1. А.И. Копытин «Арт-терапия – новые горизонты», Когито-центр, Москва 2006 г.
  2. А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская «Арт-терапия детей и подростков», Когито-Центр, Москва, 2007 г.
  3. М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми», РЕЧЬ, Санкт-Петербург, 2006 г.
  4. С. Ю. Ращупкина «Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову», Москва, 2010 г.
  5. Советская энциклопедия (Большая Российская энциклопедия), Москва, 1979-2001 гг.

[1] А.И. Копытин «Арт-терапия – новые горизонты», Москва 2006 г.

[2] С. Ю. Ращупкина «Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову» Москва, 2010 г.

[3] Советская энциклопедия (Большая Российская энциклопедия) 1979-2001

26.02.2019 17:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!