СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анскулинг: учение без школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анскулинг (unschooling) — практика образования, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них.

Этот метод обучения очень отличается от школьного. Согласно этому методу, нужно строить образование детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребенок может пользоваться школьными учебниками или посещать курсы, но это не главное. В анскулинге нет заранее подготовленного плана обучения и не установлены нормы знаний, которые ребенок должен усвоить. Например, если ребенок увлекся динозаврами, родители ведут его в музей и покупают красочные энциклопедии. Родители ставят с ребенком химические опыты, если тот вдруг заинтересовался химией. Любое обучение ребенка чему-либо — это анскулинг, если это именно его интересы, а не чей-то план по его обучению.

Впервые термин «анскулинг» употребил американский педагог Джон Холт в своем журнале «Растем без школы» в 1977 году. Не следует путать анскулинг с обучением на дому. При домашнем обучении ребенок занимается по школьной программе, но просто делает это дома, а не в классе.

Правовой аспект. Анскулинг легален и достаточно распространён в Канаде и США. А в некоторых странах посещение школы обязательно, например, в Германии. Домашнее обучение в этих странах возможно только при врачебном заключении о невозможности посещать школу. В других странах домашнее обучение возможно и без врачебного заключения, по желанию родителей — например, в России. При этом понятие «анскулинг» в России официально не применяется.

Критики анскулинга выдвигают следующие аргументы:

I. Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Несмотря на мнение анскулеров о «зубрёжке», школа все же учит мыслить, хотя и не так эффективно, как хотелось бы.

II. Без школы дети не социализируются, не научатся общаться и работать в команде. В некотором роде кружки и секции могут выправить положение, но их влияние на социализацию несравнимо со школой.

III. Не все родители могут сидеть с детьми дома. Днем, когда большинство родителей на работе, ребёнок предоставлен сам себе и не факт, что он в это время чему-то будет учиться.

IV. Без привычки к режиму и послушанию есть вероятность затруднений с поиском работы, требующий присутствия на рабочем месте по расписанию. Хотя и существуют профессии, не требующие режима, но их не так много, и это существенно ограничит будущий выбор ребёнком области деятельности.

Аргументы анскулеров:

I. Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.

II. В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное общество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной. Также школьники не могут дозировать количество общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.

III. Постоянное принуждение к учёбе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать. Это затрудняет обучение в институтах, а впоследствии — научную работу.

IV. Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.

V. Школа ограничивает познавательный интерес ребёнка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.

VI. Школа не нацелена на интересы данного конкретного ребёнка. При несовпадении интересов ребёнка и интересов школы страдающая сторона - ребёнок.

VII. Школьная программа нацелена на получение каждым школьником единых, стандартных знаний, умений и навыков, без учёта врождённых способностей и желаний каждого конкретного ребёнка.

VIII. Школа занимает очень много времени (6-10 часов в день, 5-6 дней в неделю, с 6-7 до 17-18 лет), практически лишая детей детства. Особенно актуально это для младших школьников, для которых главным методом познания мира является образный, а не логически-рациональный.

IX. Школа ежедневно ограничивает и самостоятельность ребёнка, даёт ему крайне ограниченное право выбора распоряжаться своим свободным от школы временем (например, обязанность выполнять домашние задания), выбора социального окружения, выбора способа взаимодействия с окружающим миром, воспитывает несамостоятельность суждений и поступков.

X. Ограничение подвижности детей, длительное время, проводимое за партой и книгами, общение с большим количеством детей провоцируют медицинские проблемы: нарушения осанки, зрения, стресс, частые простуды.

Примечания.

Анскулинг не предполагает обязательности любых систематических индивидуальных или коллективных занятий с учителями или лицами, их заменяющими.

Анскулеры не отвергают высшее образование, так как не находят в нём тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.

22.08.2017 19:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!