СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ содержания учебного материала курса «Окружающий мир» по формированию у младших школьников правил безопасного поведения в социоприродном окружении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса «Окружающий мир» строится на основе:

- знакомства с целостной картиной мира;

- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру;

- развития личности ученика средствами курса

Ниже представлена таблица из программы А.А. Плешакова с указанием в каких темах изучается безопасное поведение.

Класс

Тема

Понятия

Умения

1

Что вокруг нас может быть опасным?

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Правила дорожного движения

Правила поведения на лугу

Правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете

-выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

-формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку

-объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину;

-оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»;

-формулировать правила поведения в природе

-обобщать сведения о транспорте;

-обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

Знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге и рассказывать о них;

-участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации

-знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации

2

Берегись автомобиля!

Школа пешехода

Домашние опасности

Пожар!

На воде и в лесу

Опасные незнакомцы

Мы- зрители и пассажиры

Дорожные знаки, сигналы светофора

Правила безопасности пешехода

Правила безопасного поведения в быту

Правила противопожарной безопасности.

01

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

02

Правила поведения в в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте

-анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять свое решение;

-выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

-моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах

Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС

-формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать(расшифровывать) правила по предложенным в учебнике знакам

-характеризовать пожароопасные предметы;

Запоминать правила предупреждения пожара;

Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС;

Находить в интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение

-характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запоминать правила безопасного поведения во время купания;

Различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

-моделировать звонок в МЧС и полицию

-обсуждать правила поведения в общественном транспорте, в театре и формулировать их

3

Огонь, вода и газ

Чтобы путь был счастливым

Дорожные знаки

Опасные места

Природа и наша безопасность

Диспетчер, номера 01 и 04

3 главных правила пешехода

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса;

Сервис в словарике

Подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, все, что покрыто льдом

Гроза, ядовитые растения, грибы, змеи, собаки, кошки

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

-называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

-анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги

-изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте;

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

-выполнять тесты с выбором ответа о правильном или неправильном поведении на улице и в транспорте

-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

-моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

-работать с терминологическим словариком

-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

-работать со взрослыми: составлять схем своего двора и окрестностей с указанием опасных мест

-находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

-отличать гадюку от ужа

4

Жизнь в пресных водах

Правила поведения у водоема

-запоминать правила безопасного поведения у водоемов

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Поэтому необходимо научить ребенка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у них самостоятельность и ответственность.

Основными методами организации работы с детьми выделены:

примеры из личного опыта и примеры правильного безопасного поведения окружающих взрослых;

показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций;

сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта»;

словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры;

метод сравнения;

метод моделирования ситуаций;

придумывание сказок на разные темы.

Примеры дидактических игр.

«Машина».

В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»:Когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трехбольших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе. Следующееправило:Не садиться в машину. Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле. Например, взрослый может сказать:

что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину. Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

«Дорога домой».

Перед проведением игровых занятий объяснить ребенку, что дорога домой должна быть безопасной. Рассказать о том, что если ребенок отказывается от предложения сократить путь и пройти через пустырь, темный двор, стройку и т.д., - это не проявление трусости, а разумное поведение. Правило: идти домой знакомой и безопасной дорогой. Никакие оскорбления, посулы, деньги не должны сбить ребенка с безопасного маршрута (эти моменты необходимо проиграть). Перед началом игры детям можно предложить разбиться по парам. Каждый ребенок в ходе игры будет выполнять и ту, и другую роль. Пары играют по очереди - группа наблюдает. После проигрывания данной ситуации целесообразно задать детям вопросы:

«О чем ты думал, когда …?»

«Какие чувства ты испытывал?»

«Что тебе хотелось сделать, когда.?»

После того, как каждый ребенок побывал в той и другой роли, следует предложить всей группе обсуждение игры, где каждый выскажет свое мнение.В ходе анализа поощрять высказывания детей об испытанных ими чувствах в той или иной роли.

«Опасность».

Чрезвычайные ситуации в жизни происходят довольно редко, но лучше, если дети будут знать, как действовать безопасно для жизни в экстремальной ситуации. Обязательное условие: раздать детям карточки, с телефонами служб, сделанные по следующей форме:

Телефоны служб:

01 – пожарная

02 – милиция

03 - скорая помощь

04 - аварийная газа

Мой телефон: Мой адрес: Телефон мамы: Телефон папы: Телефоны соседей:

Детям дается домашнее задание:

Принести заполненную карточку.

Попросить родителей закрепить карточку рядом с телефонным аппаратом.

Для того чтобы проверить эффективность проведённой учебно-воспитательной работы по формированию безопасного поведения у детей младшего школьного возраста, будет проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы, результаты которого будут описаны в дипломной работе.

Показ последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом с помощью иллюстраций:

Основные принципы работы:

воспитание у детей навыков безопасного поведения в окружающей обстановке, а не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения;

педагог не должен ограничиваться словами и показом картинок: важно рассматривание и анализ различных жизненных ситуаций, проигрывание их в реальной обстановке; экскурсии по улицам города; чтение рассказов; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; творческая деятельность;

проведение внеплановых занятий: использование возможностей игры, прогулок, физическая и трудовая активность в течение дня (гигиена, закаливание и др.) и т.д.;

развитие специальных качеств безопасного поведения ребенка: его координации, внимания, наблюдательности, реакции и т.д.;

грамотный подбор материала при проведении занятия: не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией (дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности).

Дидактические материалы:

Презентации занятий;

Компьютерные обучающие игры и программы;

Аудиоматериалы: «Аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика: Если хочешь быть здоров», музыка для занятий физической культуры;

Видеоматериалы:

тематические фильмы: «Спасик и его друзья», «Азбука безопасности», «Безопасность – это важно», «Антитеррор», «Уроки осторожности с тетушкой Совой», «Смешарики. Азбука безопасности», «Комплексная медико-образовательная программа "Ребенок в безопасном мире» и др.;

мультипликационные и художественные фильмы: «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Волк и семеро козлят», «Дед Мазай и зайцы», «Гуси-лебеди», «Огонь вода и медные трубы», «Котенок с улицы Лизюкова», «Ох и Ах идут в поход», «Приключения Хомы и Суслика», «Красная Шапочка» и др.

Детская литература:

Житков Б. «Пожар», «Дым», «Пожар на море»;

Заходер Б. «Шофер»;

Казаков Е. «Чик- чик ножницами»;

Маршак С. «Кошкин дом», «Пожар»;

Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;

Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»;

Носов Н. «Заплатка»;

Пермяк Ю. « Торопливый ножик»;

Перро Ш. « Красная Шапочка»;

Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

Суслов В. «Его сигнал для всех закон»;

Толстой Л. «Пожар», «Пожарные собаки»;

Чуковский К. « Мойдодыр», « Доктор Айболит», «Путаница»;

Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: безопасность для малышей».

С.Маршак «Пожар»

……….

Звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер: ноль -один!

В районе есть бетонный дом

В три этажа и выше

С большим двором и гаражом

И с вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже

Пожарные сидят,

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Евгений Пермяк.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Лев Толстой: "Пожарные собаки»

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

03.11.2020 22:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!