СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности по астрономии

Нажмите, чтобы узнать подробности

План выступления:

  • Теоретическое вступление (кратко)
  • Игровое производственное проектирование, как один из активных методов обучения – на личном опыте (с приложениями видео)
  • Выводы

Классификации АМО:

По характеру учебно-познавательной деятельности АМО делят на 2 категории

Имитационный метод (имитация професс. деятельности) не имитационный

Игровые Неигровые

Деловые игры

Дидактические игры или учебные игры

Игровые ситуации

Ролевые игры

Игровые приемы и процедуры

Тренинги в активном режиме

Имитационные модели

Имитационные игры.

Выделяют четыре структурные группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

Проблемное содержание. Имитационная модель — это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм, вместо нее, могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда.

Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей.

Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.

Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия выполняется при осуществлении всех перечисляемых выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы как погружение, рефлексия исистема оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Из опыта работы

Поделюсь опытом работы по использованию метода игрового производственного проектирования. Применяя данный метод, можно добиться проявления всех видов активности: мышления, действия и речи.

На уроках математики

1. Учащимся была поставлена задача: изготовить из бумаги прямоугольный параллелепипед

2. Участники были разделены на группы по 4 человека. Здесь осуществлялся дифференцированный подход. Группы разного уровня подготовки получили задания различной сложности:

Повышенный уровень: изготовить параллелепипед по заданным значениям площадей граней. (ВИДЕО «Аверин вычисления). Нужно было догадаться, как вычислить длину, ширину и высоту параллелепипеда и правильно нанести эти размеры на развертку.

Базовый уровень: изготовить параллелепипед по заданным значениям длины, ширины и высоты.

Никакая другая информация не сообщалась. Ребята самостоятельно определяли цели, этапы работы и рассматривали различные варианты решения задач. Осуществляли корректировку действий в процессе возникновения проблемных ситуаций. (ВИДЕО «ошибка в развертке»)

3. Осуществлялась защита готового параллелепипеда с выводами, разбором трудностей и раскрытием путей их преодоления. В защите участвовали все участники группы. (ФОТО)

Во внеурочной деятельности:

В рамках подготовки к неделе математики детям было дано задание оформить стенгазету на тему «Математика в жизни». Дети с энтузиазмом приняли участие, все газеты разместили в кабинете математики. Оценивали работы дети, тайно голосуя за понравившуюся газету.

В курсе «Твоя Вселенная"

Поставлена задача создать коллаж о влиянии Солнца на жизнь на Земле.

Участники сами разделились на группы, выбрали узкую тему для работы в группе («Влияние Солнца на растения», «Влияние Солнца на жизнь и здоровье людей», «Польза Солнца» и прочее). Сами распределили обязанности в группе, выбирали картинки и формулировали тексты для коллажа. Результатом стал готовый коллаж.

Осуществлялась защита готового коллажа, сделали выводы о достижении цели.

Кроме игрового производственного проектирования, часто использую другие игровые методы, в частности тренинги в активном режиме.

На уроках математики

Например, для тренировки навыков измерения и умения применить формул площади и периметра, детям поставлена задача: узнать площадь и периметр парты.

Учащиеся догадываются, как это можно сделать, обсуждая с партнерами по группе. Выполняют измерения и вычисления по формулам. Оценивается правильность ответа и скорость выполнения (Кто быстрее и более точно?)

Опять же, добиваемся двигательной, мыслительной и речевой активности. Эмоциональное восприятие ситуации способствует лучшему запоминанию формул, мотивирует к достижению цели и создает ситуацию успеха.

Во внеурочной деятельности

При изучении строения Земли, ребятам третьего класса сложно запомнить порядок расположения ядра, мантии, земной коры; соотношения их размеров, количество материков и прочее.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность и двигательную активность, мы вылепили модель Земли из пластилина разных цветов послойно: сначала шарообразное «ядро», затем обернули его «мантией» и снова получили шар большего размера, далее продолжили и получили «земную кору», «океаны» и даже «ювелирно» вылепили «материки» и «ледяные» шапки.

В конце работы мы разрезали стекой «Землю пополам и увидели эти слои. Дети были в восторге от того, что у них получилось.

Эмоциональное восприятие этой ситуации позволило ребятам усвоить довольно сложную информацию о строении Земли.

А педагогу получить результат и заменить скучную для детей лекцию увлекательной лепкой из пластилина, пожалуй, с гораздо большим успехом.

Таким образом, использование этого активного метода обучения на уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

ПРИЛОЖЕНИЯ ВИДЕО)

Категория: Математика
10.05.2016 14:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!