СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Адаптация ребенка к детскому саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Адаптация ребенка в детском саду»

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Необходимо:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников - за 10 - 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

гр.

эмоциональное состояние

деятельность

отношения со взрослым

отношения

с детьми

речь

потребность в общении

1.

слёзы, плач

отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминан. о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2.

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

наблюдение, подражание взрослым.

положительные, по инициативе воспитателя.

отсутствуют или положительные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.

3.

спокойное, уравновешенное

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

положительные, по инициативе ребёнка

положительные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Минусы детского сада

Минус №1. Пожалуй, самое распространенное негативное мнение, связанное с детским садом: «В детском саду дети постоянно болеют, потому что обмениваются инфекциями». Это только отчасти правда. Любой выход из дома чреват для ребенка с пониженным иммунитетом тем, что он подхватит инфекцию. Если после поступления в садик, кроха стал болеть чаще, то это связано с тем, что он переживает период адаптации. В этот период ребенок находится в состоянии стресса, который подтачивает его иммунную систему. При правильном поведении родителей, а также при условии грамотной подготовки, болезни отступят.

Минус №2. «Дети в садике учатся у своих товарищей только плохому». Во-первых, не только плохому! А во-вторых, копирование непослушания и вредных привычек возможно и без посещения детского сада. Общение со сверстниками на площадке исключить невозможно, не так ли?

Минус №3. «Детей много, воспитатель один, за всеми не уследит». В детском саду, действительно, много детей. И случается, что воспитатель не в состоянии уследить за всеми. И вполне вероятно, что малыш придет из садика с синяком или царапиной. Но важно помнить, что от этого не застрахованы и Вы! Отправляясь на прогулку с ребенком и даже просто оставаясь дома, Вы всегда можете не заметить возможной опасности.

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся жалобы на детский сад, теперь давайте рассмотрим неоспоримые плюсы дошкольного учреждения!

Плюсы детского сада

Плюс №1. Ребенка развивают. Детский сад – это образовательное учреждение, которое было основано Фридрихом Фребелем в первой половине девятнадцатого века в Германии. Этот момент можно считать революционным в развитии дошкольной педагогики. Дело в том, что и ранее существовали учреждения, в которых осуществлялся присмотр за детьми, не достигшими семилетнего возраста. Однако эти заведения обеспечивали только самый элементарный уходза малышами из бедных семей, чьи родители были вынуждены работать. Фридрих Фребель впервые обосновал возможность и необходимость обучения и воспитания дошкольников в общественных учреждениях. Но и до него многие педагоги (начиная с времен Античности) писали о том, что до трех лет ребенок нуждается только в родителях (в семье малыши получают все необходимые знания, умения, навыки, уход и заботу), а после трех лет ему необходим коллектив. Поэтому детский сад по умолчанию является местом, в котором ребенок получит разностороннее развитие, занимаясь рисованием, лепкой пением, танцами и спортом. Причем программы, по которым работают государственные детские сады, разработаны лучшими специалистами в сфере дошкольного образования. Тогда как частные садики и досуговые центры работают по авторским, не всегда апробированным методикам.

Плюс №2. Развитие социального интеллекта. Пожалуй, даже только ради этого можно отправлять кроху в садик! Именно дошкольный возраст является наиболее подходящим для социализации. Специалисты называют этот возраст сензитивным – это означает, что именно сейчас ребенок научится общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми без особого труда. Эту возможность легко упустить. Ребенок, который идет в школу, не имея предыдущей ступени социализации, будет испытывать множество сложностей в общении.

Плюс №3. Подготовка к школе. В детском саду дети в играх и проектах узнают много интересного об окружающем мире и готовятся к школьному обучению не только эмоционально. В детском саду осуществляется элементарное математическое развитие ребенка, уделяется внимание развитию речи ребенка, детей готовят к чтению и письму.

Плюс №4. Самостоятельность. Дети, посещающие садик, намного более самостоятельнее своих сверстников. Тут играют роль и соревновательный момент («Катя умеет, а я – нет»), и отсутствие заботливой мамы (некому сделать доступное для малыша за него).

Плюс №5. У малыша есть повод гордиться своей семьей. Пока ребенок находится в детском саду, у родителей есть время на то чтобы заниматься карьерой и домом. Исследования детских психологов показали, что дети, чьи родители были всегда рядом с ними и ДЛЯ них, не настолько любимы, как те, которые уходили на время и занимались своим интересным делом. Ребенку нужны успешные и увлеченные делом родители!

Почему детский сад так называется?

Интересный факт: Создатель первого дошкольного учреждения Ф.Фребель дал ему то название, которое знают во всем мире – детский сад. Вот как рассуждал педагог: «Дети – цветы жизни, им необходимы условия и уход для полноценного роста и развития. Если мы хотим, чтобы растение стало сильным и красивым деревом, мы окружаем заботой и растим в самом лучшем саду. То же самое необходимо и детям!». Первых воспитательниц называли «детскими садовницами».

Как приучить ребенка к садику

Попав в группу детского сада всегда можно с легкостью определить, кто из детей в коллективе новенький. Как правило, такой малыш (если ему больше 3-х лет) сидит в стороне, у него достаточно хмурое выражение лица. Когда все идут на прогулку, в музыкальный зал или на физкультуру, он следует за всеми. Но угрюмое выражение личика не исчезает. Ребенок испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение! А малыши помладше не стесняются в выражении своих негативных переживаний и рыдают навзрыд! Это период адаптации к детскому саду, который, к сожалению, неизбежен. Однако обладая необходимой информацией, родители в силах уменьшить стресс.

Малыш, отправляясь в детский сад, неизбежно подвергается стрессу. Его возраст, Ваши усилия, уровень профессионализма воспитателя играют здесь только смягчающую роль. Ребенок окунается в абсолютно новые, до недавнего времени незнакомы условия. Более того, те условия и отношения, к которым он привык и считал единственно нормальными, рушатся. Мама уходит, оставляет его с незнакомыми детьми и подозрительно приветливой чужой женщиной. Малышу необходимо время на то, чтобы свыкнуться с новым укладом жизни, познакомиться с коллективом, привыкнуть к воспитателям. Но у кого-то это время сводится к одной-двум неделям, а у кого-то это занимает почти четыре месяца! Почему это происходит?

Сколько времени может занимать адаптация к детскому саду?

Продолжительность периода адаптации зависит от множества факторов, а именно:

  • Немалую роль играют темперамент ребенка, его характер, его опыт социальных отношений, степень привязанности к родителям. Например, если раньше ребенок не отходил от мамы ни на шаг (мы уже писали о подобном явлении, а также указывали возрастные границы, в которых подобное поведение является нормой), то сейчас ему будет крайне трудно оказаться в разлуке с ней.
  • Детский коллектив, с которым сталкивается малыш, имеет большое значение. Сплоченные ли это группы? Или здесь все новенькие? Есть ли агрессивные и гиперактвиные дети?
  • Особую роль в облегчении адаптационного периода играют слаженные усилия воспитателей и родителей.

Тем не менее, детские психологи высказывают мнение, что адаптация к детскому садику заканчивается только через два – три месяца. Не раньше!

Как понять, что адаптация завершилась?

По окончании процесса адаптации, ребенок хорошо ест, спит в детском саду, с удовольствием играет и гуляет.

Ребенок пошел в садик и теперь часто болеет

Как мы уже выяснили, столкновение с новой средой и новыми условиями вызывает стресс. Стрессовые ситуации вызывают снижение иммунитета. Поэтому ребенок может возвращаться из садика с температурой, просыпаться больным по утрам. И это имеет скорее психологическую причину, и не связано с тем, что «детский сад – рассадник инфекций».

Дома ребенок был приучен к горшку, а в садике начал писать в штаны

Опять виной подобного отката является стресс. В эмоционально некомфортной ситуации ребенок теряет ряд навыков, приобретенных ранее. Это может быть связано с высаживанием на горшок, самостоятельной едой, одеванием. Ситуация нормализуется при условии поддержки со стороны родителей.

Приучать ребенка к садику лучше заранее

Если у Вас есть три – шесть месяцев, то малыш отправится в садик, готовым к любым сложностям! Ниже мы приводим рекомендации детских психологов, которые помогут смягчить стресс. Некоторые из них мы уже описывали в статье Как подготовить ребенка к детскому саду.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

1. Сходите с малышом на экскурсию на территорию детского сада (не думайте, что это подходит только для больших деток, эта рекомендация подходит и для малыша 2-лет). Как правило, там достаточно много ярких и привлекательных горок, качелей и домиков. Повсюду играют дети. Расскажите ребенку, что все дети ходят в детский сад. И когда малыш станет постарше, он тоже пойдет в садик, сможет поиграть во все эти игрушки с ребятами. Спросите кроху, какие игрушки ему бы хотелось опробовать.

2. Расскажите ребенку сказку, в которой малыш, похожий на него отправился в детский сад, преодолел бы все трудности и подружился бы сов семи ребятами. Вот пример такой сказки Сказка про детский сад.

3. Прощаясь с малышом в детском садике, скажите, что обязательно вернетесь за ним.

4. Расспрашивайте кроху про садик. С интересом слушайте его рассказы.

5. Все, что малыш делает в детском саду, храните и с гордостью показывайте друзьям и близким (например, поделки и рисунки).

6. Если прощание с мамой дается трудно, пусть первое время ребенка поводит в садик папа (к отцу дети привязаны, как правило, чуть меньше).

7. Дайте крохе с собой его любимую игрушку – с ней он будет чувствовать себя намного комфортнее.

8. При случае «хвастайтесь» окружающим по поводу того, какой малыш большой, что он скоро пойдет в садик. Дети внимательно слушают такие разговоры и тонко подмечают настрой взрослого. Если беседа закончится тем, что Вы не представляете, как пройдет адаптация, то малыш это запомнит. И на подсознательном уровне будет знать, что его ждут неприятные испытания.

9. Потренируйтесь прощаться с малышом. Собираясь в магазин без ребенка, привлеките его к сборам и приучите к ритуалу прощания. Пусть кроха поможет найти сумку, ключи, потом помашет Вам ручкой на прощание, поцелует.

10. Накануне первого дня напомните ребенку о том, что он скоро пойдет в детский сад.

11. После посещения детского сада будьте терпеливы: у крохи накопилось много переживаний и их нужно выплеснуть. Помогут подвижные игры на улице или даже простые долгие объятья.

12. Не ругайте малыша с утра, когда отводите в детский сад.

13. Постоянно говорите о том, что любите малыша, чаще обнимайте его и ласкайте.

14. В первый день сходите на прогулку (а не приводите кроху в группу) и не покидайте территорию садика.

15. Познакомьтесь и наладьте контакт с воспитателем. Малыш увидит, что Вы знаете эту «тетю» и поймет, что ей можно доверять.

16. Объясните ребенку, кто такая воспитательница. Дайте понять, что Вы не бросите ребенка на нее. Воспитательница – «это как учительница в школе», она присматривает за детьми, играет с ними, учит разным полезным и интересным вещам. А вечером за малышом придет его мама, которая очень его любит.

17. Не обещайте никакого вещественного поощрения за посещение садика.

18. Не наказывайте и не пугайте ребенка детским садиком и тем более воспитателями.

19. Не уходите из сада, не попрощавшись с малышом. Для детей это настоящая трагедия, когда родители исчезают.

20. Следите за тем, чтобы малыш был здоров, а накануне у него было достаточно времени на сон и отдых.

16.05.2017 11:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!