СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А я делаю так....

Нажмите, чтобы узнать подробности

А я делаю так…

Уроки литературы в 11 классе – это очень увлекательно! Учащиеся уже готовы к обсуждению многих вопросов, понимание материала поднимается на тот уровень, когда появляется возможность не только учить детей, но и учится у них. Иной взгляд, иной подход, иные выводы…. Детский ум, еще не перегруженный информацией и жизненными проблемами, способен на маленькие открытия. Открытия эти могут показаться, как говорится, лежащими на поверхности. Но почему же никто из нас, взрослых, до них не додумался?

Когда мы с учениками говорим о литературе Серебряного века, то возникает множество вопросов о Маяковском, о Блоке, о Есенине. Не секрет, что нравы того времени сильно отличаются от нравов века Золотого. Разумеется, можно дать четкую оценку всему, умолчав некоторые, «неудобные», факты. Но мне кажется, так поступать не стоит. Я делаю так….

Говоря о биографии, например, Маяковского, я не обхожу тему взаимоотношений поэта с Бриками. Я просто даю сухой факт – было так. А затем делаю паузу и смотрю на детей. Вначале тишина – они ждут моих комментариев. Но я молчу. И тогда появляется огромное количество вопросов. Потом ребята, перекрикивая друг друга, начинают обсуждать эту ситуацию. Я не тороплю их, даю возможность и повозмущаться, и похихикать. А затем я прошу каждого высказаться. И они начинают размышлять… Один вывод дает пищу для размышления другим учащимся, и так по цепочке – каждый приходит к своим решениям, своим итогам. А потом мы читаем стихи, посвященные Л. Брик. Столько интереса теперь вызывают эти произведения! Каждая строчка становится символичной! Одни сочувствуют Маяковскому, другие осуждают, но равнодушным к его творчеству не остается никто! Мой опыт показывает, что мысли детей о творчестве Маяковского не оставляют их еще долгое время. Порой через неделю, через две ученики подходят ко мне с новыми вопросами, которые возникают у них. Они приносят стихи поэта, в которых видят очень интересные символы, делают крайне неожиданные выводы. Они выходят далеко за рамки школьной программы. А не к этому ли надо стремиться: научить их размышлять, искать материал самостоятельно. Мы, учителя, должны дать детям толчок и отправить их в свободное плавание, лишь указывая путь, в котором стоит двигаться, ничего не навязывая, давая простор для собственных умозаключений.

Мой опыт показывает, тот небольшой шок, который они испытывают, узнав всю правду о жизни многих поэтов и писателей, не вызывает у них отторжения. Наоборот, они понимают, что эти великие люди делали массу ошибок в своей жизни, что они неидеальные. И именно это помогает детям понять их творчество, заставляет услышать и увидеть то, что хотел донести до них творец. Те выводы, которые они сделают для себя сейчас, не останутся пустыми и не закостенеют. Двигаясь по жизни, получая новый опыт, делая взрослые открытия, они непременно переосмыслят многие произведения. Но мысленно наши, уже взрослые, ученики вернуться только к тому, что оставило след в их душе. Поэтому так важно, чтобы писатели и поэты не были для детей далекими и непонятными гениями, мудрые цитаты которых они используют в своих сочинениях на ЕГЭ. Пусть они станут обычными людьми, которых можно жалеть или осуждать, которым можно сопереживать, на жизненных примерах которых можно учиться!

автор: Н.Г. Покровская

Категория: Литература
10.10.2015 05:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!