СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

900 дней блокады

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 1 формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

2 сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

3 воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;

4 воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Ход мероприятия

Звучит песня «Город над вольной Невой» (1 куплет) - Музыка стихает (Слайд 1)

Преподаватель истории:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало. Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют,

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Преподаватель истории:

Это был день – 27 января 1944 года. День полного снятия блокады города Ленинграда!

До этого счастливого дня жителям города пришлось пережить 900 дней и ночей голода, холода, обстрелов и бомбежек.

Преподаватель истории:

8 сентября 1941 года вражеское кольцо вокруг города замкнулось. (Слайд 3 ) Именно с этого дня началась блокада Ленинграда. Теперь связь с городом была возможна только по воздуху или Ладожскому озеру.

Преподаватель истории:

С осени 1941 в Ленинграде начался голод (Слайд 4), от которого в декабре умерло 53 тыс. человек За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей. (Слайд 5: Зиновьева Зоя Трофимовна )

Преподаватель истории:

Продовольствия катастрофически не хватало. На мельницах тщательно вытряхивали мешки из-под муки, собирали со стен наслоившуюся за годы муку. В хлеб стали добавлять льняной жмых, отруби, овес.

Нормы выдачи хлеба постоянно урезали. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. (Слайд 6 )

Преподаватель истории:

В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улице, на заводах, у станков, ложились и не вставали. (Слайд 7: Лысак Ольга Александровна )

Преподаватель истории:

В ту зиму голодные горожане съели практически всё. (Слайд 8) Сначала с улиц города исчезли бродячие животные, а чуть позже пришла очередь и домашних. Уже весной 1942 года в Ленинграде не осталось кошек. (Слайд 9: Сычёва Наталья Валентиновна)

Преподаватель истории:

Отсутствие кошек привело к тому, что у ленинградцев появился ещё один враг. Началось нашествие крыс. (Слайд 10) Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Поначалу на человека они не нападали, хоть и не боялись его. Но, оголодав, крысы стали вести себя агрессивно. (Слайд 11: Бойкова Лидия Петровна)

Преподаватель истории:

Голод — не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. ( Слайд 12). Сильные морозы ещё больше ужесточили условия существования. Отопления в дома не поступало, и почти весь город погрузился во тьму. Воду приходилось брать из прорубей. ( Слайд 13: Игорь Петрович Дашкевич )

Преподаватель истории:

Помогала в этих нечеловеческих условиях выживать "Дорога жизни" (Слайд 14) - единственное связующее звено между зажатым в кольцо блокады городом и остальным миром. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

Преподаватель истории:

Одновременно с этими трудностями ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. (Слайд 15) Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". (Слайд 16) Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни. ( Слушаем отрывок)

Преподаватель истории:

Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками – инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.

К началу 1943 года, в середине второй блокадной зимы, в городе оставалось почти 800 тыс. человек — изможденных, больных, израненных. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. (Слайд 17)

Преподаватель истории:

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней.

Наш долг - хранить благодарную память. Новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Будем помнить о ветеранах, достойно и честно проживших свою жизнь. Благодаря подвигам таких людей, их самоотверженности, доблести мы одержали Великую Победу.

Категория: История
04.04.2020 19:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!