СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 загадок «Четы Арнольфини»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чета Арнольфини» — знаменитый парный портрет, написанный в 1434 году, — принёс его автору, нидерландскому художнику Яну ван Эйку, общеевропейскую известность. Считается, что на портрете изображено бракосочетание богатого купца Арнольфини с молодой девушкой.

История шедевра, который сейчас находится в Лондоне, необычайно интересна, а дебаты о том, зачем была написана эта картина, кто стал прототипом героев портрета и что символизируют детали, тщательно выписанные на полотне, не утихают по сей день.

20 лет неизвестности

Предполагается, что портрет был изготовлен по заказу изображённой на нём пары и несколько лет принадлежал семье Арнольфини. Затем картина перешла в руки дона де Гевары, придворного Габсбургов, известного коллекционера и приятеля ван Эйка.

Де Гевара владел полотном недолго, а в 1516 году передал его наместнице Габсбургских Нидерландов Маргарите Австрийской. После смерти Маргариты портрет перешёл к её преемнице, затем оказался у короля Испании Филиппа II и около ста лет хранился во дворце Алькасар в Мадриде, резиденции испанских монархов. В 1734 году Алькасар уничтожил пожар, однако шедевр уцелел и был перемещён в Восточный дворец, выстроенный на месте сгоревшего. Точно известно, что в 1794 году картина находилась именно там, но что произошло с ней дальше — неизвестно.

Ф. Паллота. Главный фасад дворца Алькасар

Долгих два десятка лет портрет никто не видел. Он обнаружился лишь в 1815 году, а новым владельцем живописного шедевра стал простой британский полковник Джеймс Хей. Хей заявил, что увидел полотно в одном из доходных домов Брюсселя, где снимал комнату. Якобы картина так понравилась полковнику, что он упросил владельца её продать.

История полковника звучала слишком неправдоподобно — портрет вряд ли мог внезапно оказаться в Бельгии. Позже было выдвинуто предположение, что «Чета Арнольфини» вместе с другими произведениями искусства была конфискована англичанами у французов после битвы при Витории, а французы вывезли ценности из Испании, когда на испанский престол взошёл Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона I.

После того, как картина оказалась в Великобритании, её выкупила Лондонская национальная галерея, где она и хранится до сих пор.

Кто они?

Хотя портрет и называется «Чета Арнольфини», кто эта пара, изображённая на нём, доподлинно неизвестно. Вероятно, это богатые люди, принадлежащие к бюргерскому сословию и, скорее всего, мужчина — выходец из клана Арнольфини, а точнее — Джованни Арнольфини.

Я. Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини

Такой человек действительно существовал, он был зажиточным купцом из Брюгге. В 1426 году Джованни женился на Констанце Трента, которая скончалась через несколько лет после замужества. Художник не мог видеть девушку и в 1434 году написать её портрет в паре с мужем, поскольку к тому времени она уже умерла, но вполне мог быть знаком с Джованни Арнольфини. Позднее было высказано предположение, что Констанцу на полотне попросил изобразить безутешный муж в память о супруге, но её внешность — лишь вымысел художника. О том, что женщины на портрете уже нет в живых, говорит одинокая свеча, горящая в люстре над мужчиной.

Есть мнение, что на полотне запечатлён второй брак Арнольфини, однако никаких документов и свидетельств об этом событии не сохранилось.

Ещё один возможный прототип мужчины на портрете также принадлежал к роду Арнольфини и был младшим двоюродным братом Джованни. Его, как и брата, звали Джованни.

Второй Джованни (по прозвищу ди Арриджио) женился на итальянке Джованне Ченами, и именно эта чета долгое время считалась людьми, изображенными на полотне, пока не выяснилось, что свадьба произошла в 1447 году, через несколько лет после смерти ван Эйка.

Еще одна версия — на портрете изображён сам художник с женой. Во всяком случае девушка на картине очень похожа на жену художника, Маргариту, портрет которой хранится в музее Брюгге.

Я. Ван Эйк. Портрет мужчины в красном тюрбане (автопортрет). Портрет жены

Свидетельство о заключении брака

Неизвестно не только, кто изображён на портрете, но и что именно происходит на картине. Считается, что художник запечатлел момент заключения брака, но, по одной из версий, это вовсе не бракосочетание, а лишь обручение жениха и невесты или даже пара, которая уже несколько лет состоит в брачном союзе — волосы девушки на картине убраны как у замужней дамы, а рука лежит на округлившемся животе (она как будто ждёт ребёнка). Однако в позднем Средневековье беременность вошла в моду, поэтому все знатные женщины носили платья, подчеркивающие живот.

Одна из самых интересных теорий, высказанных по поводу истинного предназначения портрета, гласит, что полотно стало своеобразным свидетельством о заключении брака. В пользу этого предположения говорят некоторые детали картины. В зеркале по центру можно увидеть отражение двух свидетелей брачной церемонии. Над зеркалом художник оставил необычную подпись: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году». Возможно именно автор портрета и был одним из свидетелей бракосочетания, а его подпись равнозначна подписи на официальном документе о браке. Мужчина и женщина на картине как будто произносят клятву, а их руки соединены в знак любви и верности.

Я. Ван Эйк. Чета Арнольфини. Фрагмент

Символы любви

Даже если картина и не являлась документальным брачным свидетельством, она точно была посвящена любви. Полотно буквально наполнено символами высокого чувства и будущего счастья влюблённой пары. Весёлая собачка, играющая в ногах у пары символизирует преданность, ложе справа от невесты, украшенное алыми портьерами, указывает на любовную страсть, чётки висящие на стене, говорят о добродетели будущей супруги, а метёлка — о том, что вскоре девушка станет хозяйкой дома.

В знак плодовитости брака невеста одета в зелёное платье (этот цвет символизировал плодородие), изголовье кровати украшено фигуркой святой Маргариты, покровительницы беременных, мужчина и женщина стоят босиком (считалось, что это способствует появлению здорового потомства).

Я. Ван Эйк. Чета Арнольфини. Детали

Невозможное совершенство

Картина «Чета Арнольфини» столь искусно написана мастером и почти фотографически точна, что даже было выдвинуто абсурдное предположение — для создания портрета ван Эйк использовал вогнутое зеркало и просто обвел красками проекцию с него.

На самом деле никаких приспособлений не было. Шедевр появился благодаря потрясающему таланту мастера, и кто знает, какие ещё загадки таинственного полотна предстоит разгадать искусствоведам.

Категория: История
05.10.2018 04:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!