СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

24.04 Литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

24.04 Литературное чтение «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей»

Ключевой вопрос урока:

ВРЕМЯ БЕЖИТ - ЖИЗНЬ МЕНЯЕТСЯ, МЕНЯЕМСЯ И МЫ…

А ЧТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?

  1. Открой печатную тетрадь по литературному чтению на с.40. Прочитай стихотворение Р. Сефа «Путешествие» вслух, выберите нужную интонацию и темп.
  2. Устно ответь на вопросы

- На сколько частей разделено стихотворение?

- О ком говорит герой-рассказчик в 1-й части стихотворения?

- А о ком во 2-й?

Подчеркни нужные слова. Попытайтесь объяснить значение подчёркнутых слов. Воспользуйся статьёй толкового словаря, чтобы уточнить смысл этих слов.)

3. - В современном мире изменилось, конечно, очень многое, а что с течением времени осталось по-прежнему неизменным? Ответить на этот вопрос нам поможет виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Сегодня ты познакомишься с жизнью и творчеством художника Б.М.Кустодиева.

4. Ещё один вопрос, на который мы попытаемся сегодня ответить был задан самим художником Кустодиевым: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому? Это было всегда единственным сюжетом моих картин…»

- Что можешь сказать о Кустодиеве, каким человеком он был?

5. Работа над репродукцией картины

- Найдите в «Музейном доме» учебника Литературное чтение репродукцию картины БОРИСА КУСТОДИЕВА «МАСЛЕНИЦА

- Рассмотри репродукцию картины. Чем примечательна местность?

- Сильный ли был снегопад?

- Современный или древний город изображен на картине? Почему ты так решил?

- А сколько храмов насчитал ты на этой картине? Учти некоторые из них можно увидеть только с помощью лупы.

- Рассмотрите, что происходит на площади, недалеко от монастыря?

- Сколько российских флагов украшает масленичные постройки?

- Что притягивает ваш взгляд на переднем плане картины больше всего?

- Сколько лошадей с санями вы видите на картине?

- Как можно отличить среди катающихся возниц?

- Удалось ли художнику создать впечатление морозного зимнего дня?

- А праздничного настроения, атмосферу праздничных гуляний?

Рассматривая репродукции, посмотрите фрагмент из балета «ПЕТРУШКА» ИГОРЯ СТРАВИНСКОГО, который называется «НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ НА МАСЛЯНОЙ».

- Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гуляния, катания на санях, зимние игры, веселье и смех?

Картины Бориса Кустодиева называли: «Праздники Кустодиева», связанные с высоко почитаемыми и всенародно отмечаемыми в старой России религиозными праздниками Крещения, Вербного Воскресения, Пасхи, Троицына дня, а также пришедшей из глубины веков, из славянского язычества масленицы, являются важной частью живописи Бориса Кустодиева.

- Картину «Масленица» Борис Кустодиев написал в 1916 году, более 100 лет назад.

- Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов в наше время?

- Что сохранилось, осталось неизменным?

- Давайте, предположим, мог ли уцелеть рельеф местности, замечательная природа этой местности?

- Можно ли сегодня увидеть эти прекрасные храмы?

- Сохранилась ли традиция празднования Масленицы в наши дни?

- А что такое традиция? Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях.

(Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

- Значение слова Традиция по Ожегову:

Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

- В Энциклопедическом словаре:

Традиция - (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни)

Какие традиции вы можете перечислить?

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Знаете ли вы памятники архитектуры, сохранившиеся в наши дни?

- Теперь вы сможете ответить на наш главный вопрос урока: - ЧТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?

- Природа меняется? Может ли измениться архитектура городов, населенных пунктов?

Архитектурные памятники, которые несут атмосферу прошлого, чувства людей в разные исторические эпохи остаются прежними. Неизменными остаются и произведения поэтов, писателей, художников, композиторов…

Поэтому и сейчас нас волнуют литературные, живописные, музыкальные произведения, написанные много веков назад. Эти произведения искусства являются для разных поколений главными жизненными ценностями. Они учат нас прекрасному чувству любви, светлой дружбе с близкими, радоваться красоте мира природы.

ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ БОГАТСТВО! ВЕЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.

…В наше время появились новые постройки, многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появились телевидение, Интернет, у людей появились новые возможности общаться друг с другом, путешествовать, встречаться.

Но природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам – все это осталось неизменны.

18.04.2020 10:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!