СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ "Школа - интернат основного общего образования" д. Харампур

Обо мне

Эссе «Я – учитель».

«Человек, забывший свой зык, не знающий своей культуры,

   своей истории и не желающий

    их знать – дикарь, в каком бы

    цивилизованном обществе  он    ни жил!».

                             К. Паустовский.

 

 Путь человека начинается с детской мечты. Я родилась первенцем в многодетной, дружной и любящей семье, поэтому уже с пятилетнего возраста на меня легли обязанности старшей сестры – ухаживать за младшими. В теплом и уютном  родительском чуме, когда  на улице свирепствовала пурга, нашим самым любимым занятием было «игра в школу». Моими первыми учениками были маленькие сёстры и братья. Они чёрным угольком из печки, под моим чутким руководством, старательно выводили на толстой картонной бумаге палочки и крючки… Так, за игрой проходили наши дни, и я казалась себе такой взрослой… А по вечерам, глядя в макута ши на миллиарды звёзд, я мечтала, что когда - нибудь стану настоящим учителем.

Прошло время, я пошла в школу…Много лет прошло с тех далёких пор, но свой первый школьный день помню, как сейчас…Я, шестилетний ребенок из тундры, не умеющий говорить на русском языке, напуганный шумом, суетой цивилизации и таким большим количеством детей, впервые вышла в этот огромный, неизвестный мне доколе мир. Я стояла в коридоре Таркосалинской школы – интернат, плакала и звала маму... Тогда ко мне подошла ОНА, строго, но в то же время ласково заглянув в глаза, сказала «Здесь я твоя мама» и, взяв за руку повела меня за собой. Тревога и одиночество, вселившиеся было в моем маленьком сердце, вмиг куда – то пропали, уступив место чувству защищенности и веры в себя. Я с восхищением слушала её речь на незнакомом языке и, вот чудо, я её понимала! Понимала также, как она меня и еще сорок таких же, как я, маленьких тундровиков. И теперь в памяти часто всплывает особый речевой стиль, голос, манера поведения моей первой учительницы, Марии Федуловны Рогожниковой.

Школьные уроки. Уроки жизни.  Каждому человеку дан драгоценный дар – жизнь, как возможность пройти многочисленные уроки, получить определённый опыт и стать мудрее. В жизни каждого из нас обязательно были учителя. Те, которые вопреки упрямому, глупому нежеланию заставляли нас делать успехи – учить, упражняться, толкали нас, ленивых и нерадивых по лесенке верх.

Наши педагоги заменяли нам родителей, прививали ценностные ориентиры, учили видеть, где добро, а где зло. Они отдавали нам свою заботу и тепло всю долгую осень, зиму и весну. А дни тянулась так мучительно долго. Ведь в то далекое время мы находились в интернате чуть ли не целый год.  Мои дорогие учителя, мои наставники. Я с благодарностью вспоминаю их. Они были для меня идеалом доброты, справедливости, требовательности, мудрости. Я научилась у своих учителей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира.

 Наверное, они сыграли главную роль в моём выборе профессии, натолкнули на мысль осуществить свою детскую мечту. Но скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину. И я ищу свой путь и свою истину…

А истина в том, что я не только учитель, но и дочь своего ненецкого народа. Мы живем в огромном мире, и мой народ в нем как капелька в море! Нас очень мало, и моя миссия в том, чтобы наш малочисленный народ не растворился среди других, не утратил своей уникальности, не забыл свой родной язык, сущность, свою древнюю культуру. Ведь без языка - нет народа.

А самая большая ценность любого народа — это дети. Мои дети, мои ученики, как лучи солнца согревают меня своей чистой душой, любовью к родному языку, стремлением познавать культуру и традиции своих предков. Дети открыты, они верят всему, что видят и слышат вокруг.

К сожалению, в связи с отрывом от тундры, от семьи нередко у ненецких детей постепенно меняются жизненные идеалы, что влечёт за собой сложные духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Негативное влияние современной цивилизации подводит к тому, что наши дети часто бессознательно копируют черты характера, несвойственные своей родной культуре, образу жизни. Пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится дитём своего народа.

Поэтому для меня очень важно направить учащихся на верные жизненные ориентиры, заложить национальное самосознание, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.

Я понимаю, что от меня зависит, будут ли дети знать и говорить на своем родном языке, гордиться своими предками, знать историю и культуру, чтить традиции и обычаи своего народа. Работая в поисках эффективных технологий, я выбрала приоритетным осуществление духовно – нравственного развития, приобщение детей к нравственным и духовным ценностям родной культуры. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют решающую роль в становлении личности. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению.

Современный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков родного языка. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Я стараюсь организовать урок так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети во время урока, работы развивали свой ум и смекалку, память и воображение. Главное - превратить детей из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса, научить их думать, находить ответы на волнующие вопросы, самостоятельно принимать решения,  создавать условия для раскрытия потенциала и  помочь познать самих себя.

Сегодня на дворе XXI век, 2020год. Прошло более шестнадчати лет с того момента, как я пришла в Харампурскую школу - интернат работать учителем родного языка.

Школа, это место, куда привели меня жизненные убеждения. Считаю, что профессия учителя – сложный, кропотливый, напряжённый труд, требующий большого таланта, усердия, терпения и больших сил. Часто ради неё мы жертвуем многим - своим временем, семьёй. Главное для учителя – научить детей верить в себя, в свои силы, быть терпеливыми к ошибкам других, но требовательными к самому себе. И тогда наши ученики будут с благодарностью вспоминать нас, как я не забываю своих.

Мне хочется, чтобы мои ученики не только могли понимать, но и говорить на родном ненецком языке. Я уверена, что наш язык – уникальный древний язык лесных ненцев, будет жить и процветать. Я верю, что лучший мой урок – впереди, а продолжать его будет сама жизнь. Поэтому я иду вперёд, к своей детской мечте!

 

Макута ши – отверстие в чуме, где сходятся шесты, своеобразное «окно».

Моё образование

Салехардский педагогический Колледж народов крайнего Севера им. А. М. Зверева, 1999 - 2002г., квалификация "Учитель начальных классов".

Курсы профессиональной переподготовки по программе "Родной язык и литература" Российский государственный педагогический университет им.А.Герцена, 2018 г. 

 

Рейтинг

Баллов: рейтинг2009.7 Место: место24900 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!